Больше рецензий

10 августа 2014 г. 16:04

3K

4.5

В школе нас учили: над озером пронеслась гроза, а значит, это в душе главного героя смятение и тучи. Я недоумевала, как же так — какое дело природе до душевных переживаний какого-то там Васи Пупкина, будь он хоть четырежды главным героем и отличным человеком. Не нравился мне этот приём, как не нравятся до сих пор трактовки: "Синие занавески символизируют глубину, загадочность и необычность внутреннего мира героини". Но вот Стивену Кингу я такую вещевую параллель прощаю охотно за "Сияние". Паровой котёл. Главный герой — это паровой котёл, которому периодически нужно спускать пар, иначе рванёт. И всё действие романа проходит под смутным ощущением, что он где-то на периферии постоянно нагнетается, пышет жаром и вот-вот... Такой вот дамоклов меч, способный разнести в клочья целый огромный отель — или сознание взрослого и неглупого индивида.

"Сияние" я рассматриваю как одну из самых глубоких "страшилок" Кинга. Но всё-таки страшилок, есть у него и более сложная литература. Заметно, что он, как автор, нехило вырос со времён первых книг, и теперь линейное повествование об одной-единственной ниточке с одной-единственной трактовкой происходящего его не удовлетворяет. Вырос и тип главного героя. Это уже не одномерный человек, чьи действия предопределены тем-то и тем-то. Мы так до конца и не узнаем, какие призраки погубили главного героя: внутренние или внешние. И это хорошо, потому что оба варианты чрезвычайно пугают. Если призраки внешние, то получается, что они ведутся на пресловутое "сияние". Дэнни спокойно их видит... Но видит и отец. Значит, в нём сияние тоже есть, но реверсивное, это уже не сияние, а чёрная дыра, поглощающая свет и откровенно пугающая. Причём к этой чёрной дыре он пришёл сам, у него был выбор преодолеть свои слабости или поддаться им, но ГГ выбрал путь наименьшего сопротивления. Если же его "съели" внутренние призраки, то всё ещё хуже. Как же спрятаться от того ужаса, что может быть в твоей голове? От себя не спрячешься и не убежишь.

Самой же страшной, впрочем как и частенько у Кинга, мне показалась гниловатая жизнь среднестатистического американца. Он не ест каждый день жирные бургеры, у него нет новенькой машины и дома с белоснежным заборчиком, словом, американская места так и осталась для него только мечтой. Вместо этого у него за плечами пересуды соседей, непонимание в семье, старое доброе домашнее ультранасилие, алкоголь, маячащая перед носом нищета и самодовольные ухмылки тех, кому посчастливилось получить american dream благодаря наследству или изворотливости. Среднестатистический американец пугает своей пустотой и отчаянием.

А вот про экранизацию Стэнли Кубрика я специально говорить не буду. Лишь маленькая заметка: экранизация и книга сильно отличаются акцентами, моралью и финалом. Но они друг друга стоят.

Комментарии


Среднестатистический американец пугает своей пустотой и отчаянием.

Вот тут решительно согласна. У Кинга меня больше всего пугает именно это. Хотя я пока прочла совсем не много его книг. Может, дальше он будет стращать чем-то ещё :)
Экранизация, кстати, понравилась больше. Николсон восхитителен!


Я, наверное, маленький и глупый, но так и не понял, почему разница в акцентах книги и фильма такая уж сильная, как все вокруг твердят, в первую очередь сам Кинг.

Меня в этом мнении один момент фильма особенно убедил (спойлер): дверь холодильника у Кубрика, когда там заперт главгер, тоже открывается сама. В моём понимании единственный этот факт напрочь сметает все утверждения про "в фильме безумие Джека естественно, а Кинг пытался его оправдать сверхъестественным".


Не, если уж у него крышу снесло, то ему и открытая дверь закрытой с лёгкостью казалась бы. Вспомни пьяных людей, например, (очень сильно пьяных) которые пытаются совладать с входами и выходами.


Да как так. Там же ясно показано, как они его заперли. Собственно, как в книге. Нет повода утверждать, что в фильме конкретно эту вещь можно трактовать по-другому. Вот другие - да. Впрочем, это вопрос восприятия уже, пожалуй.