Больше рецензий

19 января 2024 г. 17:48

186

5

(содержит спойлеры относительно 1-й и 2-й книг, так что, если не читали предыдущие части и не любите спойлеры, лучше отложите рецензию)

Пламя вспыхнуло, бунт разгорелся; каждой революции нужно знамя, в идеале - живое, харизматичное, яркое... и покорное закулисным игрокам, будущим бонзам нового правительства. Третья (и финальная) часть серии будет, традиционно, от первого лица, героини Китнисс, ставшей этим самым живым знаменем. Книга уникальна тем, что дает голос олицетворению утилитарной переворотной функции, одушевленной декорации, и мы сможем посмотреть на события с этой точки зрения.

Декорация, впрочем, из Китнисс не очень. В конце второй книги ее контузило, она больна и разваливается как физически, так и психически, зависима от препаратов и соображает с переменным успехом. Даже тон ее внутреннего голоса изменился: в первой книге он был испуганный и сбивчивый, во второй - взвинченный до тихой истерики, в третьей - тусклый и старый, словно ей резко накинули пару десятков лет. Она высушена в пыль, разбита и разломана, но ей все еще надо выдавливать из себя эмоции на публику, только не влюбленность, а ярость.

Коллинз с самого начала красной нитью ведет идею: освободители в своих методах до боли похожи на тиранов. У них "армейский порядок и железная власть", они ровно так же не стесняются мучить провинившихся и так же цинично используют свои одушевленные символы: обмазывают Китнисс макияжем, красивенько одевают и требуют, чтобы она убедительно кривлялась на камеры.

А как тут покривляешься? Твой родной город стерли бомбами в пепел, оставив лишь запустение и гниющие трупы. С каждым днем ты все сильней понимаешь, что твои сторонники манипулируют тобой нещадно и вообще концептуально от верхушки Капитолия не отличаются. Твоего близкого человека пытают и тычут тебе этим в лицо. Это сломает любого - это ломает и Китнисс. Мы как читатели слышим хруст и треск, с которым рвутся, неизлечимо калечатся ее душа и личность.

Параллельной линией идет дихотомия революционных подходов: "беречь людей, не жертвовать ими зря, стараться сохранять жизни даже тех, кто на другой стороне" vs "сжечь к чертовой матушке в очистительном огне всё и вся: господь узнает своих". Каждая новая смерть - галочка в списке Китнисс, почему она недостойна жить. Каждая новая смерть для ее соратников: или топливо революции, или победа над врагами. Это расхождение разрастается в непреодолимую морально-этическую яму, отрезая героиню даже от тех союзников, что у нее еще остались.

Будем честны, не мыслить вторым путем чертовски сложно, когда на твоих глазах бомбят беззащитных людей, сжигают раненых, расстреливают безоружных гражданских. Корчащийся в агонии режим уже не столько пытается сохранить себя, сколько забрать с собой побольше жертв, погрести бунтарей под горами трупов и тем заставить их ослабить давление дабы отсрочить неизбежный финал. Каждый предсмертный вздох гибнущей диктатуры оплачивается десятками жизней. Статистика не испортится, если докинуть в этот костер еще несколько десятков приспешников тирании, верно? Или нет? Искренний ответ на этот вопрос может превратить друзей во врагов.

Роман предлагает нам поразмыслить: где граница между человечностью и опасной слабостью? как убить дракона, но не стать драконом самому, и возможно ли это вообще? как победить в войне по факту, но не проиграть по сути? как жить, если в душе у тебя огромное кладбище мертвецов, и зачем? ради чего сохранять человеческое лицо в невозможных, страшных обстоятельствах, жертвуя эффективностью? надо ли сохранять и стоит ли жертвовать? Он уже не пытается маскироваться под подростковую литературу, поднимает в полный рост вечные ценности и заставляет читателя быть с собой болезненно честным.

Финал прекрасен, по-настоящему силен. Когда война закончена, символика не нужна: истрепанные знамена прячут в дальний угол, чтобы не напоминали укоризненно о том, как запачканы руки победителей. В нашем случае, истрепанные знамена - оставшиеся в живых главные герои, которым не находится места в новом порядке вещей. Разломанных людей, прошедших через ад, отправляют на задворки истории и подальше от центра свеженькой-новенькой-хрустящей страны. Может, оно и к лучшему: они заслужили тишину, покой и постепенное исцеление, насколько оно вообще возможно.

Исцеляются не только они, исцеляется сам мир, рубцуются старые раны, могильники порастают травой и цветами, рождаются дети - свободными. В их руках - не допустить повторения, усвоить кровавый урок истории и научиться жить иначе, не превращая насилие в веселье и искусство.

Это хорошая книга, да что там, вся серия хороша. Она начинается с рассказа о политическом через призму восприятия одной героини и распахивается в многофигурную драму, трагический хор голосов разных сословий, бэкграундов и мотивов. Меня всколыхнуло, провернуло десяток-другой раз через сюжетную мясорубку, и, как после любой хорошей истории, душа уже не станет прежней.

Спасибо, госпожа Коллинз, это было мощно.

Пишу о книгах и кино на канале "Пиксели и перо"