Больше рецензий

14 января 2024 г. 17:20

379

5

Роман переносит читателей в предвоенный Париж. Но не в веселую, легкомысленную столицу романтиков и влюбленных. Париж беженцев и нелегалов, маленьких актрис и проституток, дешевых гостиниц, забегаловок и ночных ресторанов. Именно в этой книге Ремарка бросилось в глаза, в каком количестве герои пьют, бесконечно пьют.
Главный герой - хирург Равич (в других переводах Равик), несколько лет назад бежавший из нацистской Германии. После "допроса" в гестапо. Он живет без документов, под вымышленным именем, всегда готовый к тому, что за ним придут, за гроши подпольно делает операции у бездарного медицинского светилы Франции. Во снах прошлое накатывает - кровавое и страшное. Но живет. Равич - хороший, умный человек, но закрытый, не подпускающий к себе близко - полюбил.
Жоан тоже неприкаянная душа. Но Морозов ее сразу раскусил - стерва, как потом скажет Равич - сука паскудная. Еще она какая-то пустая и бестолковая. Жоан такая и не изменится, и финал предопределен. В день смерти прежнего ухажера переспала с Равичем, как его выслали из страны - тут же нашла другого, и еще, и еще. Я понимаю, что Жоан не может быть одна, без мужчин, но меня злило, что она закатывала сцены герою. Равич на пальцах объяснил, кто он и где он, но героиня не умеет слушать и продолжает концерты. Не каждый мужчина вытерпит, вот один актер и не сдержался.
Нациста Хааке герой должен был убить. Равич прав - это не личная месть, а возмездие. За всех, не вышедших из застенка. Стало легче дышать, и прошлое отпустило.
Мне симпатичны доктор Вебер и "Катя", как по-русски называл молодую женщину Морозов. Ах, Эжени. Такая мразь в ханжеской праведности сдаст не только врача-нелегала, но самого господа бога.

P.S. В книге Ремарк отразил свои довольно сложные отношения с Марлен Дитрих.