Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

7 января 2024 г. 20:22

260

3.5 Оммаж

Маленькое лирическое вступление. У меня есть подруга-парфманьяк. Духи - ее хобби, она отлично в них разбирается, слышит разные ноты и знает, в каком году какой парфюмер какой аромат создал. К ней можно обратиться с просьбой, типа, хочу духи с запахом вина, и она за несколько минут набросает подборку. И естественно, она сразу улавливает оммажем к какому старому аромату является новый. Только она называет это не оммаж, а spizheno. Так вот, “Крысиный король” Чайны Мьевиля - это оммаж к “Никогде” Нила Геймана.

Жил-был обычный лондонский парень по имени Сол. Шлялся по джангл-вечеринкам, не ладил с отцом, ничего примечательного. Пока однажды дождливым лондонским вечером его отца не убили, а обвинили в этом самого Сола. И быть бы здесь обычному британскому детективу, но в камеру к Солу приходит необычный персонаж - Крысиный король. Он уверяет нашего героя, что их связывают узы крови, что Сол - наполовину крыса, и что по его стопам идёт Крысолов.

Вроде как совершенно не похоже на Геймана, но слушайте, что будет дальше. Дальше Сол пойдёт за Крысиным королём в теневой Лондон, Лондон, куда нет доступа обычным людям. И один раз попав туда, вернуться в свой Лондон Сол уже не сможет. У Мьевиля даже появляется дверь, через которую юноша совершает свой переход, хоть и метафорическая. Начиная с этого момента, меня преследовало дежавю.

Другой Лондон, бомжеватый (это очень мягко сказано) главный герой, путешествия по канализации, жуткий убийца буквально за поворотом. Все это уже было у Геймана, причём на два года раньше, так что очевидно, кто у кого оммажил. Чёрт, здесь даже паучок Ананси появляется, хотя его Гейман задействовал уже позже. И почему-то этот африканский бог у Мьевиля стал китайцем, а с лёгкой руки переводчика и вовсе начал картавить.

Конечно, Мьевиль придумал свой сюжет в знакомых декорациях. И сюжет, признаюсь, увлекательный, хотя и без неожиданностей. Конечно, он добавил фишку, на любителя такую фишечку. Помним, что герой наполовину крыса? Ну и ведёт он себя, как крыса, например, кормится отбросами с помойки. Здесь вообще много натурализма и трэша. Мьевиль с огромным удовольствием описывает полусгнившую еду, которую поглощает Сол. Так что если у вас нежный желудок, то вам явно не туда. Ну и кровавых сцен тоже предостаточно.

Вторая фишечка Мьевиля - это музыка джангл. Ее здесь много, она буквально звучит с каждой страницы, она очень важна для сюжета. Насколько я понимаю, это разновидность электронной музыки, которую я не очень люблю, поэтому знакомиться не стала. Но Мьевиль описывает ее очень живо.

А ещё Мьевиль очень круто описывает Лондон. За эти описания я ему буквально все простила. Да, Гейман тоже описывает Лондон в “Никогде”, но это два принципиально разных подхода. Гейман - фольклорист и мифотворец. Он проникает в суть названий, отправляется в путешествие через века, его Лондон - это легенда. Мьевиль - урбанист и поэт. Он воспевает город, который видит каждый день, и который мы тоже можем увидеть. Он воспевает закаты и помойки, крыши и электрички, ночные клубы и коллекторы. Он пишет о городе, который живёт здесь и сейчас. И немного жаль, что оду своему Лондону он исполнил на чужой мотив.

И “Никогде” Геймана, и “Крысиный король” Мьевиля были дебютами для своих авторов. Гейман прочитан уже практически весь (здесь грустно хнычу), а знакомство с Мьевилем только начинается. И хотя его дебют меня не слишком впечатлил, но потенциал чувствуется, да и другие аннотации обещают много интересного. Надеюсь, без оммажей.

Комментарии


Буду пристально следить и внимательно ожидать за твоим дальнейшим знакомством с Мьевилем


Обязательно. Не знаю, когда, но обязательно)


Присоединяюсь к Юле))