Больше рецензий

5 января 2024 г. 13:42

267

1 Остановите Землю, я хочу сойти.

Отвратительное впечатление произвела книга. Причем я думаю не столько об описаниях сдирания кожи с животных или прокалывании глаз (кто читал Иво Андрича, того белками уже не напугать), сколько о мотивах и чувствах людей, которыми это сопровождалось. Добавил огня еще и комментарий автора по сноске об охоте. Об этом позже.

Меня даже Дима нисколько не впечатлил, а уж остальные охотники и вовсе тупые. Их охота - не соединение с природой, не откапывание в себе настоящего мужика, не естественное состояние человека. Один таким образом забивает психическую травму от потери близких (спасибо, что соболей стреляет, а не людей), второй нашел уголовно ненаказуемый способ зарабатывать деньги и вымещать нерастраченную сексуальность, ну а дядя - больной до власти садист. И все вместе они тупые, потому что не могут совладать со своей пещерной натурой без убийства и расчленёнки. Автор много размышляет о любви к животным, которая основывается на очеловечивании последних. При этом описывает расчеловеченных людей, которые не то, что собачек и мышек, а и себе подобных не терпят. Если одни всю любовь дарят котятам, потому что видят в них себя ненаглядного, то как же надо ненавидеть себя и человечество, чтобы сдирать кожу с живой белки? А с живого человека? Меня тошнило во время чтения, потому что я не видела охоты на соболя, я как будто читала новости трехмесячной давности. Видела тупые морда, которые это пытаются чем-то объяснить, оправдаться - а вот экологи дураки, а вот мамаша твоя на крысах эксперименты проводит, а ружье - лучшее достижение цивилизации! Потому что когда в твой дом придет беда, томиком Пушкина не отмашешься. Извините, а беда с чем придёт? С томиком Фета?

Дима, конечно, поумнел и повзрослел достаточно быстро для 14-летнего подростка, но для меня он всё равно из другого вида... Сначала меня напрягло, что он не въехал в происходящее на эпизоде в городе, где ему предлагали стрелять в кошек. Допустила, что он принял это за шутку. Хотя уже видна убогость - ты с охоты, какую добычу собирался нести? птичку, оглушенную пейнтбольной краской??? Но окончательно я поймала истоки своего неприятия уже на зимовье.

Дима чувствовал себя конкистадором, гуляющим по лесам, недавно отвоёванным у индейцев.

Аж передёрнуло. Никогда не "играла" за конкистадоров - завоевателей, убийц, воров, бандитов. Идти по земле с такими мыслями в голове - пачкать её.

И тут обратимся к занятному комментарию по поводу охоты и заблуждений экологов. Сразу скажу, что к буйным зеленым я отношусь гораздо хуже, чем к охотникам. И собственно в самой повести один из персонажей объясняет почему - чтобы создать искусственное волокно или поставить ветряк, нужно загубить гораздо больше ресурсов Земли, чем если в шкуры одеться. Вместо приклеивания себя клеем (представляете его производство и отходы?) к шоссе, лучше бы физику и химию учили, может, уже бы сделали гениальное открытие, позволяющее минимизировать природные жертвы.

Но речь не о том. Рудашевский в комментарии пишет дюже странные вещи: "Природе как таковой безразлично – чисто в ней или грязно. Всё, чем мы её загрязняем, взято из неё, ничего нового мы придумать не можем". Божественно-физическое утверждение. Крыжановской повеяло, сейчас про эфир и флюиды речь пойдет. "Когда мы вливаем в реку худший из наших химических ядов – это естественно. Взятое из природы в неё вернулось. И плохо от этого не природе, а нам." Встает вопрос - а человек по Рудашевскому это вообще что? Откуда это противопоставление природы и человека? Но при этом человек не может создать ничего нового, вне природы. Что за соболь Мёбиуса? И куда в этой системе вписывается пластик! Судя по скорости его возвращения в природу, суть у него вечная, что грозит возведением в статус бога.

Впрочем книга неприятна не размышлениями о битве между охотниками и экологами, а бессмысленной жестокостью людей, их жаждой покорять, корёжить, ломать и подчинять. Что со стороны правых, что со стороны левых. Дима своим перерождением вроде как несет благую весть, что природу надо просто наблюдать и подстраиваться под нее. Но за рамками текста осталось, а чем еще пожертвует Дима, чтобы остаться с краю? Перестанет общаться с лучшим другом, который любит резаться в компьютерные убивательные игры? С мамой-биологом не будет есть за одним столом? Мало осознать, что ты не имеешь склонности к насилию (хотя в состоянии истерики вся натура вылетела с громким "куку!"), надо бы еще понять, как с этим жить в нашем чутком мире. Мне бы было интересно как раз продолжение.