Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июля 2014 г. 13:17

212

5

Честно, я не знаю, как автору это удалось, но от книги я получила теплое такое, замуррчательное удовольствие. Читала я ее дня три-четыре, и потому, что растягивала удовольствие, и потому, что такая книга нахрапом не берется, но у меня до сих пор внутри рассыпаются золотые искорки при воспоминании о ней. Эта книга точно попадет в число моих самых-самых любимых и, вообще, она подарила мне то редкое ощущение, которое ждешь от каждой новой книги, но в действительности получаешь крайне нечасто, - свой персональный крышеснос, который заставляет с трепетом и предвкушением переворачивать страницы, с ощутимо физическим удовлетворением смотреть на переплет, поглаживая его, и уносит тебя, пусть и на какое-то время, из реальности, несмотря на жизненные неурядицы.
А началось все с того, что я решила воспользоваться путеводителем по фантастике. Выбрала эту книгу, так как из всей литературы о вампирах только одна она и попала в список. А кроме того, Мифопоэтическая премия - не пустой звук, и мне было любопытно, за что ее дали.
А дальше... Я открыла книгу и... пропала с первых страниц. Наверное, это самый замечательный роман о взаимоотношениях человека и вампира, который я только читала. А читала я их много, поверьте.
И самое смешное, я даже не могу понять, почему.
Вроде бы и нет ничего особенного в героях этой книги. Вампир Константин, Кон, явно не самый очаровательный из представителей кровососущего племени, а смертная девушка Раэ, Светлячок, тоже ничем особенным не выделяется, если брать в расчет характер, - но вот их отношения это действительно то, что делает роман совершенно незабываемым. И под отношениями я подразумеваю отнюдь не любовные, хотя намек на эту линию присутствует, имеется парочка поцелуев, есть даже почти-постельная, откровенная сцена. И открытый финал. Но автор не торопится превращать происходящее в любовный роман, - все намного глубже и серьезней. И хотя, казалось бы, куда уж стандартнее, смертная девушка и вампир, между которыми возникает волей обстоятельств странная, неразрывная связь, потому что сначала вампир из своих странных представлений о чести не стал ее есть, а потом вынужден был взять в союзники, но как же странно-непривычно все это описано.
В сюжете тоже ничего особо выдающегося не наблюдается, нет лихо закрученного костяка, и насыщенности событий невелика. Действие развивается неторопливо, постепенно, обстоятельно и подробно. По сути вся книга состоит из встречи главных героев, которая одновременно является и своеобразным столкновением с главным антагонистом, попытках Раэ разобраться с последствиями этой встречи, Особым Отделом Других и внезапно всплывшими магическими способностями, подготовке к будущей битве с Борегардом, самой кульминации и финала, и все это на фоне жизни Светлячка, ее бытовых взаимоотношений с окружающим миром, родными, друзьями, и собственным парнем. При таком раскладе и учитывая, что повествования ведется от первого лица, впору ожидать излишней эмоциональности и страданий, но там их нет. Такое медленное, плавное погружение в мир наиболее комфортно, ведь с этой книгой, с этим миром булочек с теплой корицей и живых амулетов и оберегов, которые просятся на руки и бегают, не хочется расставаться.
С оберегами и амулетами, кстати, неожиданно вдруг проглядывают кельтские корни, - душа-дерево, душа-олениха, душа-солнце, но очень сдержанно. Автор, кстати, не увлекается внешним описанием магических ритуалов, и от того им веришь. Но булочек с корицей в романе, все-таки, больше, чем оберегов. И это, в данном случае, явное достоинство.
Главная героиня - Светлячок, девушка-пекарь, которая по крови оказывается сильным магом, черпающим энергию из солнечного света. Даже ее имя Раэ, как и прозвище, Светлячок, говорит об этом. Ее, как она сама выражается, доминантный ген - кормить людей. Она - сама свет. И в этом есть определенная логика, весь роман состоит из противопоставления Света и Тьмы. И если героиня олицетворяет свет, то вампир Кон - тьму. Впрочем, тут срабатывает древняя мудрость, тьма - левая рука света, свет - правая рука тьмы.
Раэ своей сферой деятельность и характером, а также своеобразным чувством юмора, чем-то напоминает Сьюки Стекхаус, но роман Мак-Кинли по задумке одновременно проще и сложнее книг Харрис. Хотя кое-что общее у них прослеживается. Сьюки особой делала ее телепатия и смешанная фейрийская кровь, подарившая ей способности и привлекательность, Раэ - магическая кровь, возможно, смешавшаяся по другой линии с демонической (что само по себе в этом мире не редкость), но давшая совершенно нестандартные эффекты вроде способности послужить солнечным зонтиком для вампира. И не только.
Кстати, особой привлекательности у героини нет, как и каких-то черт, делающих ее непривлекательной. Про ее внешность мы вообще ничего практически не узнаем, и мужские персонажи отнюдь не валяться поголовно к ее ногам. Вампир Кон вообще описан в таких красках, что его трудно назвать красивым, - и здесь автор опять отступила от стандартов. Хотя, наверное, критерии красоты или уродства вообще неприменимы к Другим в ее романе, поскольку они настолько иные, что попытки применить к ним человеческие понятия кажутся бесполезными.
Эта книга в каком-то роде загадка. Казалось бы, наличествуют все атрибуты, так присущие авторам серии "Холод страха", - городское фэнтази, вампиры и их разборки, управление по борьбе с нежитью (здесь Особый Отдел против Других), различные мифические существа, как феи, демоны, пери и прочие, магические семьи, опять-таки. И вот все эти уже не раз использованные детали неожиданно собираются в совершенно неожиданную, хотя и построенную по классическим образцам конструкцию.
И конструкция эта пропитана солнечным светом. И запахом сдобы. А еще в ней очень много тьмы. Связь с чем-то обеспечивает и противосвязь с его противоположностью. Тьма - противоположность света, а кто же лучше воплощает собой тьму, как не Темнейшие из Других - вампиры.
И вот казалось бы, неясно чем цепляет эта книга, а оторваться от нее совершенно невозможно. И даже жаль, что автор - честь ей и хвала за это, - не написала продолжения, не стала делать из романа сериал, хотя ситуация позволяла, и решительно поставила твердое многоточие, не поддавшись соблазну растянуть, разжевать, а следовательно, скорее всего, и испортить собственную книгу.