Больше рецензий

kagury

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 января 2024 г. 22:16

201

3.5

Прекрасный фильм «1+1» с Дастином Хофманом (это где здоровенный негр нанимается служить к парализованному Хофману, и внезапно оказывается, что они оба, хоть и совершенно разные, буквально освещают и раскрашивают жизнь друг друга) отлично всем известен, но я не подозревала, что в его основе лежит реальная история. Именно ее и рассказывает Абдель Селлу. Я наткнулась на эту книгу совершенно случайно (услышала кусок по радио). Это был удивительно добродушный и обаятельный текст, с той долей подкупающей наивности, которая еще не перешла в «простоту, что хуже воровства», несмотря на то, что воровство имелось в избытке.

Книжка оказалась любопытной, но совсем с иной стороны, чем известный фильм. Реалии жизни арабов в Париже – вот, пожалуй, самая увлекательная ее часть.

Абдель Селлу – араб, которого в 4 года вместе с братом отправили жить в Париж к новым родителям. Нет, со старыми все было в порядке, но семья большая, а в Париже нашлась бездетная арабская пара. Так почему бы не отдать им пару запасных сыновей, чтобы все были счастливы? Никаких страданий, рыданий и детских травм, которые так любит современная литература. Обычное дело, новые мама с папой, тоже хорошие и любящие.

«Отдать своих детей бездетным брату или сестре — довольно распространенная практика у африканских народов, живущих как в глубине континента, так и на севере. У каждого ребенка, разумеется, есть настоящие отец и мать, но он быстро становится чадом всей семьи, а семьи там очень большие. Отдавая кому-то сына или дочь, родители даже не задумываются, а каково будет самому ребенку. И взрослые, и дети считают, что сменить родителей — это просто и естественно. Нет повода для споров или слез. Африканцы обрезают пуповину раньше европейцев».

Абдель быстро учит язык и без проблем встраивается в новую жизнь. Но не парижанина, а араба в Париже.

Я полагала, что засилье арабов и негров - это вопрос последних лет 20, но нет. В книге речь идет о 70х-80х, и уже тогда арабские мальчишки считали совершенно нормальным таскать из универмага конфеты, а затем и прочие предметы, и не только очень быстро осознавали свою полную безнаказанность, но и не видели никакой необходимости что-то менять. А зачем? С другой стороны, судя по всему, эмиграционная политика в отношении детей тоже отсутствовала. Государство пустило на самотек вопрос превращения арабов в парижан, а непритязательных мальчиков и так все устраивало. Зачем работать, когда можно запросто стащить все, что нужно в магазине и тебе ничего за это не будет?

«Каждый день я пробегал город из конца в конец, квартал за кварталом — мой личный парк развлечений, в котором дозволялось все. Взять все так, чтобы не взяли тебя; вот цель игры. На самом-то деле мне ничего не было нужно. Но я хотел все. Ходил по улицам, словно между полками огромного супермаркета с бесплатными товарами. Ничего не знал о принятых тут правилах. Сначала, пока я еще соглашался слушать, никто мне о них не рассказывал — а потом я уже и не слушал. Никого. И хорошо же мне было!»

Абдель не был пай-мальчиком. Прогуливал школу, воровал, угонял машины, продавал наркотики. Но при этом:

«Никто из нас не пил, не курил дурь, не кололся. Нам все это было ни к чему. И еще — никто из нас никогда бы не убил из-за денег. Мы просто гонялись за удовольствием во всех его формах».

Он рассказывает обо всем этом добродушно, как о само собой разумеющемся. Его знали все полицейские, и регулярно ловили, но несовершеннолетнего невозможно привлечь к ответственности. А вот когда ему исполнилось 18, то ситуация поменялась.

Абдель моментально попал в тюрьму с романтическим названием Флери-Мерожи (где, впрочем, ему вполне неплохо жилось) а затем был вынужден устраиваться на работу.

«Франция — удивительная страна. Она могла бы опустить руки, решить, что я конченый человек, и просто смотреть, как я все глубже ухожу на дно. Но она дала мне еще один шанс стать честным человеком. И я за него ухватился. По крайней мере, сделал вид».

Дальнейшая история – это примерно повторение фильма, с той разницей, что вместо добродушного негра имеется полный энергии язвительный араб, с неплохим чувством юмора и большим сердцем.


Комментарии


С Дастином Хоффманом вы ошиблись.
Во французском фильме играет  Франсуа Клюзе, в голливудском - Брайан Крэнстон. 

Да, спасибо. Вы правы, конечно