Больше рецензий

2 января 2024 г. 13:00

18

4.5

Первая часть книги «объясняет основные тенденции современного искусства». Некоторые утверждения автора меня удивили. «Важна не только техника, но и смысл произведения.» Этого кто-то не знал? Или: «Искусство больше не занимается иллюстрированием, оно интеллектуально осмысляет ритуалы зарождения творчества.» Думай, посетитель музея, а не просто смотри, как ты привык. У меня голова взорвётся, но если я даже не понимаю, что изображено, как я могу это осмыслить?
Мы, выросшие в русской культуре, труднее воспринимаем современное искусство, чем европейцы, потому, что у них передвижников не было! Правда. Автор пишет, что художники XX в., в отличие от их коллег из других эпох, стремились изображать реальную жизнь. Т.е. Возрождение, салонная живопись, романтизм, импрессионизм и – бац! – реальность. А у нас на месте «бац!» – Перов, Ярошенко, Богданов-Бельский, Савицкий, Репин.
Во второй части предлагается 30 произведений искусства («Поцелуй» Климта, «Белизна кита» Фрэнсиса, «Кролик» Кунса и др.), и от имени детей задаются вопросы. Но подразумевается, что отвечающий хорошо понимает тему, т.к. даётся практически полный искусствоведческий разбор произведения. Например, чтобы рассказать о «Маме» Буржуа, изображающей паучиху, я должна знать, что образ связан с матерью художницы, которая была ткачихой. Многие не профессионалы в курсе?
Безусловно, читать книгу очень интересно, я, как и ребёнок 5-13 лет, узнала много нового. Но я ожидала больше обсуждений и большей простоты. Любопытно, что мне наиболее понятной оказалась работа Джорджа Сигала «Пассажиры автобуса», о которой сказано «Произведение ничего не говорит нам об этих людях». Да здесь можно миллион историй увидеть!