Больше рецензий

27 декабря 2023 г. 14:38

302

2 между плохим прошлым и не менее неприятным будущим

ХУДШАЯ КНИГА ГОДА 2023
Не писал бы такого поста, если бы не прослушанная книга и тот диссонанс, который она вызывает.

«Пути сообщения», Ксения Буржская, аудиокнига, чтец: Алевтина Пугач

Книга состоит из двух частей: наше "прекрасное" прошлое из конца 1930-х, накануне сталинского террора, и наше не менее "прекрасное" будущее из середины 2040-х.
картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Москва, лето-зима 1936 года. История про двух женщин с немецко-еврейскими фамилиями. Вот Нина замужем за работником министерства путей сообщения, любит красоту и шик, тонко чувствует, бездетная интеллигентка, потерявшая интерес к мужу. Вот Ганя, простая домовитая молодая девушка, любящая мужа, заводского рабочего, и малолетнего сына. Они сближаются, проводят время вместе, гуляют по Москве 30-х (Буржская красиво описывает и город, и чувства, и время, словно всё это сошло с лент тогдашней кинохроники на бумагу). Но потом донос, мужа Гани сажают, потом чёрный воронок приезжает и за Ганей, а сына подруги Нина увозит из Москвы в неизвестную даль, в Таганрог.

Такое нехитрое сплетение бытовых красивостей, реалий сталинского времени и почти сексуального влечения старшей советской дамы к младшей (без проникновений). А что со второй частью?

«Мы тоже думали, что если не помогаем, то хотя бы не поддерживаем, а вышло так как вышло»

Москва, 2044-45 года. Парень Данил, работающий курьером в "НИИ экспериментальной медицины" вдруг понимает, что работает в пыточно-карательной организации. Перед нами образчик антиутопии, где люди как собаки чипированы "Хеликсом" (аллюзия на Дзержинского?), тоталитарная система уже избавилась от всех вредных элементов (от п*доров, как говорит отец персонажа), но иногда кто-то опять пишет пост в "суверенный интернет" и подвергается экспериментам в том НИИ. А "Нина" — это уже программа, обслуживающая тот самый дом, в котором проживали герои из 1930-х и первой части сего опуса. Программа вдруг начинает осознавать неприглядную действительность и даже выглядеть местами "человечнее" окружающих членов "доброго государства".

Да, тут пахнет пелевинщиной, тут всё сплошная "кремлядь", система, с которой уже все смирились (кроме Данила и Нины)... Но если у Пелевина всё выглядит как эдакий художественный сатирический и не без философии перформанс, то здесь как-то всё аляповато и дисгармонично.

Роман Ксении Буржской похож на помесь Маргарет Этвуд и Людмилы Евгеньевны Улицкой (а в особо ностальгически-сладковатых кусках напоминает Фэнни Флэгг). В итоге получилась местами слишком "красиво" написанная, но грубо скроенная поделка, которую сложно назвать художественным произведением. Авторка определённо умеет писать, но роман уж слишком искусственный. А ещё удивляют банальности, как эта:

«Будет время, когда тебе покажется, что от тебя ничего не зависит, вот тогда ты и должен действовать»

Конечно, судить вам. Прослушать можно, читать такое я бы не стал.