Больше рецензий

25 декабря 2023 г. 15:15

382

5 Город - это злая сила... Вот и ты пропал..

Пирамида мне открыла Леонида Леонова как великого русского писателя. Сложно осознавать, что ты в руках держишь труд, размером с телефонный справочник, над которым писатель трудился добрых 50 лет. Оттачивая каждый эпизод, пытаясь передать точно и ясно мысль, подбирая слова, которые вряд-ли встретишь в употреблении сегодня. Ибо современный читатель в большинстве не любит "многобукаф" вдосыпку с тройным смыслом и двойным дном. Трудно читать такой запутанный и странный роман, где смещаются времена года и пространства. Но тем интерес работать с текстом, постоянно перечитывать и разгадывать прочитанное плотного потока мистификаций, библейских сюжетов, философских шифров, неожиданных сюжетных поворотов, лабиринтов каверзных нагромождений на квадратный метр. Густая материя. Причём дозиметр от переизбытка смыслов и перегруженности начинает сходить с ума уже на первой сотне страниц. Леонид Леонов капнул глубоко. Пирамида - это роман наваждение состоит из трёх частей, загадка, забава, западня. Эти три части — три грани пирамиды, которые сходятся в одной точке финала. Ведь по своей сути весь роман про заплутавшего на грешную землю ангела, ангел путешествующий во времени и пространстве.

Загадка
Действия событий охватывает начало века, упоминается 1934 год. Сталинская Москва. Мрачные периоды истории страны. Непосредственно сюжетная линия романа начинается с поставленной пьесы, которая не понравилась руководству и автор Леонид Максимович опасается ареста. Чтобы как-то отвлечься, он забредает в сумерках на Старо-Федосеевское кладбище с заброшенной церквушкой, некрополь, на окраине Москвы. Забытое Господом место. В этом околотке проживают отец Матвей Лоскутов, бывший священник ныне сапожник, блаженная дочь Дуня, сын Егор, неизвестный но упоминаемый сын Вадим (репрессирован), матушка Прасковья, могильщик Финогеич, друг семьи Никанор Шамин. У заброшенной церкви он встретил Дуню, которая тихо молилась, глядя на ангела, нарисованного на колонне. Каждый раз Дуня общается и играет с ангелом, которого никто кроме неё не видит. Родные подозревают, что девочка повредилась рассудком. Вызвали лекаря, который осмотрев девочку посоветовал не мешать ей быть счастливой. В какой-то момент Дуня материализует ангела, в том виде, котором представляла. Молодого долговязо - тощеватого парня. Цель прибытия ангела на землю, никому не известна. Дымкова встречают Дуня и её друг Никанор Шамин. Гость с неба взял себе фамилию – Дымков и выглядел как пугало с соседнего огорода, но с кинжальным взглядом. По земной легенде Дымков переведён с периферии на постоянную работу в Институт детского питания в должности младшего сотрудника и пропиской в Охапкове. Документы оформлены на годичный отпуск. Дозорные Шатаницкого сообщили ему, что на землю пребывает загадочная личность Дымков, под видом ангела. Шатаницкий в романе это зло, бес, наместник дьявола на земле.
Дуня сообщает отцу Матвею, что ангел прибыл делать людям внезапное счастье, да так чтобы без зависти и обиды соседской. Но вот несмышлёная и наивная ангельская особь отбивается от надзорной опеки Дуни и забредая на новогоднюю ёлку для испанских сирот, демонстрирует присутствующим чудеса с апельсинами и перевоплощением. Дети в радости , родители в ужасе. Самородка замечает ведущий программы старик Бамбалски-Дюрсо. Подлавливая Дымкова словоохотливый Дюрсо авантюрно склоняет на работу наивного Дымкова к сотрудничеству, где предлагает проявить свои таланты, в качестве иллюзиониста под его руководством. Надо отметить, что старик хоть и прохвост, но обладает житейской мудростью. Дюрсо в силу возраста некогда было ждать милостей от природы, и он начинал блефовать. За короткий период Дымков приобретает большую известность за сверхъестественные способности. Дела старика идут в гору. Между выступлениями Дымков знакомится с Юлией Казариновой, дочкой старика Дюрсо. Юлия красивая, избалованная, надменная, высокомерная и одинокая особа, мечтавшая стать знаменитой актрисой, но со слов режиссёра Сорокина, была создана только для одной царственно-повелевающей роли, где не требуется исключительный сценический дар, талант и трудолюбие. Она решила использовать способности Дымкова в своих целях, и это у неё получилось. Он даже возвёл для неё в уединенной глуши, где-то у чёрта на рогах, дворец, с роскошными апартаментами, украшенными копиями с произведений искусств, собранных в лучших музеях мира. Таким образом ангел на разные грешные пустяки расходует небесный дар. Вообще действия ангела не подчиняются формальной логике, отсюда и отсутствие постоянства в его действиях. Одна характерная забава это страсть к зажигалке, из которой при чирканьи колёсиком выбрасывается огонь. В суете ангел забывает своё истинное призвание - делать людям радость. И когда на Старо-федосеевских жителей обрушиваются неудачи в виде налоговой инспектора и не подъёмного штрафа, Дымков не спешит помочь. Закрадывается мысль, что это всё это исполнение коварного плана тёмных сил в лице Шатаницкого, чтобы увлечь неоглядевшегося ангела в глупые авантюры, для растраты небесного дара.

Забава.
Все рвутся на представление к Дымкову. Юлия занимает всю директорскую ложу, а представители власти жмутся на задних рядах. Дымков становился тщеславным, и в ускоренном порядке проходит все фазы адамового развития. Матвей Лоскутов встречается с Шатаницким и беседуют о роли и происхождении зла, и судьбе человечества и цивилизации. Но общего языка найти не удалось. Матвей Лоскутов называет Шатаницкого приемником дьявола на Земле и он исчезает. Следует история Вадима Лоскутова, его отречение от церкви, Бога, и веры ради социалистического настоящего, с постепенным крушением надежд, депрессией, арестом и ссылкой.

Западня.
Шатаницкий поставил перед собой цель – наказать небесные силы и сделать из командировочного ангела невозвращенца. И тогда между силами добра и зла началась борьба за души людей. Он посылал искушения и житейские неприятности не только семье Лоскутовых, Юлии, но и её близким и знакомым, даже самому Сталину. Впоследствии Дымков с Юлией сыграет злую шутку. О способностях Дымкова узнают и в Кремле. Ангел теряет свои таланты, впадает в депрессию, его все оставляют. В этот момент Сталин вызывает его на разговор и делится с ним своими размышлениями о вырождении человечества. Он предлагает Дымкову построить на Земле более совершенное государство, но для этого надо уничтожить современное и замедлить развитие, так как человечество несётся в пропасть уничтожения. Но Дымков был против такой постановки вопроса и поэтому, несмотря на препятствия, покинул Землю. Всё замерло в ожидании грядущей катастрофы...

Кульминацию сюжета каждый поймёт по своему. И каждый ответит на вопрос, так что победило добро или зло ?
.....
В романе встречаются эпизоды, которые не поддаются прямому описанию и логической цепочке происходящего. Люди так не говорят, мотивы героев порой становятся неясными, а объяснения туманными. Монологи запутанные. Более всего легло на душу не приключения Дымкова, не происки Шатаницкого, а житие и мудрость Матвея и Прасковьи Лоскутовых, вот где основная соль, христианская рубаха, на век им выпало много трудностей, но людьми они остались. Но ангел, который имел все таланты, поизносился и растратися на потеху публике, в этом есть притча, смысл, что вот так человек имея талант тратит его на совершенно не нужные ему вещи, поклоняюсь пустым ценностям. Желания наши не всегда совпадают с реальным положением вещей, а то и наоборот. Как высоко не взлетай падать всегда неприятно.

Хоть раз в жизни каждому стоит прочесть это творение, для того чтобы понять, что такое настоящая литература. Каюсь только перед Максимом Леонидовичем, что местами некоторые эпизоды слишком бездарно прочитал в суете и без понимания.