Больше рецензий
21 июля 2014 г. 10:00
787
3
РецензияСейчас не принято с одобрением смотреть на арабскую культуру, воспринимая её как нечто неприятное и угрожающее спокойному существованию. Такова действительность. Каждый может оспорить это утверждение, при желании. Но, достаточно вспомнить свою собственную историю, когда косность мышления европейца вела Европу к саморазрушению. Только благодаря знакомству с арабами, с их культурой и с их миром - Европа смогла придти в себя. Арабы стали транзитом между Европой и Азией, не являясь представителями ни тех, ни других. Странно так размышлять, памятуя о судьбе практически такой же страны, как Россия. Однако, Россия имеет свою собственную историю, она никогда не являлась транзитом, а всегда оставалась губкой, впитывающей быт окружающих стран, пытаясь его совместить с собственным мироощущением.
Средневековая Европа славится тёмными веками. После развала Римской Империи и после доведения до разорения Византии, Европа теперь косо смотрит на прямого преемника и одновременно своего заклятого противника по религии, отдалившего от католического взгляда XIV веков назад, пребывая наедине с самим собой. Это история не имеет ничего общего с обсуждаемой книгой, но отчего-то хотелось высказаться. Мусульманство также противно католичеству, как и православие. Но мусульманство в средние века имело гораздо большее значение.
Распространившись с аравийского полуострова на добрую часть Азии, на весь север Африки и часть Европы, когда под контроль арабского мира попала территория современной Испании. Тогда Европа была зажата в тиски, атакуемая с севера отрядами воинственных норманнов, с востока беспощадными венграми и с юга и запада арабами. Спасало лишь одно - испанские арабы не были воинственными, а получив оплеуху в борьбе за юг Франции, окончательно отошли к Испании.
Ибн Хазм жил в XI веке, он входит в число андалузских писателей, что оставили после себя незначительное количество прекрасных творений. К сожалению, время безжалостно уничтожило значительную часть их творений. Даже "Ожерелье голубки" дошло до нас не в полной виде. Спасибо переписчику, что взялся через почти 300 лет за восстановление рукописи. Сейчас трудно сказать, что преследовал Ибн Хазм, когда писал свой трактат о любви. Его можно уподобить Макиавелли, тот тоже писал своего "Государя" для влиятельного лица, не претендуя на обнародование политического трактата, преследуя личные интересы. Возможно, так же настроен был и Ибн Хазм. "Ожерелье голубки" не является художественным произведение, хотя в тексте встречается много стихотворных отступлений, без которых, похоже, арабы и к ним приближённые, никогда не могли обойтись. Эти вставки можно читать, а можно и не читать - перевод стихотворений с арабского языка всегда представляется чем-то кощунственным и малопохожим на исходный вариант.
"Ожерелье голубки" - это трактат о любви. Средневековые арабские мыслители развивали всё, до чего дотягивались силы их воображения. Конкурентов не было, весь остальной мир был занят своими проблемами, центр научных изысканий был строго сосредоточен в мусульманских странах. Арабы двигали вперёд математику, астрономию, размышляли о медицине, совершенствовали военное ремесло, неудивительно, что кто-то задумался о любви. Любовь тоже надо было исследовать.
Ибн Хазм сравнивает любовь с болезнью. Совсем недавно Всемирная Организация Здравоохранения при ООН пришла к тому же мнению, но арабы опередили Европу и Америку на 10 веков. У каждой болезни есть источники заражения, есть этапы течения и завершение. Именно с таких позиций Ибн Хазм рассматривает любовь. Но он делает из любви - важную составляющую человеческой жизни и не пытается как-то искоренить любовь, подобную злу. Человек не может существовать без любви. Любовь - его часть. Надо принять и жить с ней, тем более - финал любви всегда известен.
Читаешь и понимаешь - за 10 веков ничего не изменилось. Мы по прежнему страдаем от той же самой любви, от которой страдали арабы, а до них страдали другие. Любовь была и будет, она часть жизни. Влюбиться можно против своей собственной воли, от любви придётся страдать в прямом смысле этого слова. У человека пропадает аппетит, повышается температура тела... человек может умереть от душевных мук. Современная медицина всё-равно никогда не поставит такой диагноз "Любовь", она чурается его так же, как и диагноза "Старость". Зачем отрицать очевидное?
С чего начинается любовь: с долгих взглядов, стремления быть рядом и многого прочего - обо всём Ибн Хазм расскажет отдельно. Он расскажет о том, как влюбляются: с первого взгляда, по описанию, после долгих отношений, во сне, о принятии одного качества и неприятии потом в течение жизни других качеств. Расскажет о обмене посланиями, о посредниках, о сокрытии тайны, разглашении, помощниках, хулителях, соглядатаях, единении, верности, разлуке и разрыве. Два любопытных факта можно вынести из книги. Самый большой порок в исламе - это ложь. Нет ничего хуже. А как вам такой факт, что ответная измена - изменой не является. Даже большая любовь когда-нибудь заканчивает. Ибн Хазм не обойдёт вниманием смерть.
"Ожерелье голубки" навсегда останется актуальной книгой.
Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- "Средневековая андалусская проза" (сборник)
- "Повесть о Хаййе ибн Якзане" Ибн Туфейля
- "Декамерон" Джованни Боккаччо
- "Государь" Никколо Макиавелли
- "Письма Кемптона-Уэйса" Джека Лондона
Комментарии
Цивилизация жестока, любовь - болезнь. Но жить без любви и, тем более, без цивилизации, человек уже не сможет...
как знать... надо писать книгу об этом :]
Два вопроса:
Нескромный - когда читать успеваешь?
Скромный - почему "нейтрально")
легче ответить в личку, уже пишу
Название красивое)
да и содержание тоже...