Больше рецензий

22 декабря 2023 г. 20:00

204

3 Что-то пошло не так

Луиджи Пиранделло нобелевский лауреат «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
Возможно, стоило почитать его пьесы, но я взялась за роман, и что-то пошло не так.
Завязка довольно интересная. Утопленника ошибочно принимают за Маттиа Паскаля, и герой получает возможность начать жизнь с чистого листа... Привлекательно, но...
Самое большое «но» – это сам Маттиа. Избалованный сынок богатого папеньки, необразованный, так как учил его дома сомнительный персонаж по кличке Циркуль, неприспособленный к жизни (видимо, в маму). Ничего удивительного, что после смерти отца, всё наследство растрачено (своровано управляющим). И вот мы застаем Паскаля нищим и крайне неудачно женатым.
Всё в его жизни происходит через одно место. На мой взгляд, он своей женитьбой предал друга. А до этого заделал ребенка чужой супруге. И все из благих порывов, разумеется.
Знаний никаких, поэтому работает в библиотеке, куда никто не ходит.
И что же происходит, когда все вокруг решили, что он покончил с собой?
Он пускается в путешествия. Слоняется из города в город, по-прежнему ничего не делает (благо деньги выиграл в игорном доме, есть, что проматывать). И страдает, страдает, страдает... А чем еще бездельнику заняться?
Правда, оправдания и тут имеются. Во-первых, трусость – ведь он выдумал себе новое имя и биографию, но не озаботился документами. Хотя кому какое дело до провинциала, оказавшемся в большом городе? Что бы случилось, если бы он использовал свое имя? Книги не было бы, но логика была бы. Во-вторых, ему, вроде как, совесть не позволяет врать. Хотя это не совсем совесть. Просто он как был никем, так и остался. Тут уж как себя ни назови...
В процессе его странствий он мало с кем общается, хотя несколько знакомств случается. В Риме даже происходит и любовная, и детективная, и мистическая истории... Но все это смертельно скучно, когда главный герой никакой.
Много философии, размышлений о смерти, о свободе... Экзистенциальные вопросы? Да. Но это, конечно, не Сартр и не Камю. До них не дотягивает ни по каким параметрам – хотя это мое субъективное мнение.
Итог закономерен. Паскалю нет нигде места, ни в своей новой жизни, ни в старой. Даже на его могилу может прийти только он сам.
Лично я с трудом одолела книгу. Давно уже поняла, что если в произведении нет ни одного симпатичного мне персонажа, то это не чтение, а пытка.