Больше рецензий

19 июля 2014 г. 14:08

168

5

Наверно, неправильно начинать рецензирование одного из любимых авторов с последней книги. Но что поделать — чтобы отозваться на на какой-нибудь Яд и мёд , нужно его перечитать, потому что к старости мартышка стала слаба не только глазами, но и мозгами. А «Послание...» — вот оно, в руках лежит.
После вышеупомянутого Яда и мёда я ожидала, разумеется, разочарования — настолько мощным, цельным и захватывающим вышел этот сборник, не попавший* в шорт-лист «Большой книги» этого года только по какому-то нелепому недоразумению. После такого успеха невольно ожидаешь если не провала, то спада.
Но «Послание...» не разочаровывает. Оно другое: неспешное, нелинейное, заставляющее остановиться, отдышаться и подумать после каждого рассказа. И на первый взгляд крайне неоднородное — рассказы бывают на полстраницы, на несколько страниц и на несколько десятков — почти повести; сугубо художественные — с сюжетом и прочими обязательными атрибутами, созерцательно-зарисовочные и философские эссе… Примерно до середины преобладают художественные рассказы, далее вполне ощутимой границей проходит объёмная — 62 страницы! — поэма в прозе «Птичье Древо», а после идут полуисторические зарисовки в сопровождении философских рассуждений. И если первая часть сборника неизбежно напоминает читателю не только художественным методом, но в первую очередь интонационно творчество то Борхеса, то Кортасара**, то вторая утягивает в историю философии и исподволь её преподаёт — впрочем, в щадящей современный рассудок форме «с примерами».
Назвать свой «любимый» рассказ из «Послания...» я бы не взялась, но квинтэссенцией его для меня стало «Искусство моря». Рассказ из второй, философской части, он лишён сюжета как такового и построен в форме инструкции, как обращаться с морем. Если точнее, то не с морем, конечно, а со своим сознанием. Обращению с сознанием вообще посвящено немало рассказов сборника, но именно в этом есть остроумная, лаконичная форма с точным образом, который пришёлся мне по душе. Малая проза — это вообще бушующее море, и в противовес роману-реке, где можно просто отдаться течению — и оно тебя куда-нибудь вынесет, здесь нужно уметь плавать. Плавать в этом литературном море я люблю и делаю это неплохо, но за морским жителем Юрием Буйдой мне, разумеется, не угнаться. Так что, пока автор мыслью бежит вперёд по сборнику, я переворачиваюсь на спину, распластываюсь морской звездой, закрываю глаза и отдыхаю. Слушаю море, учусь его искусству — а потом с новыми навыками на покорение новых волн.
____________
* Попал бы, к слову, его можно было бы читать бесплатно на Bookmate с июля по ноябрь совершенно легально, и это было бы действительно ценным подарком для читателей. Всё-таки подобная литература должна быть доступна каждому хотя бы несколько месяцев в году — иначе как этот каждый до неё доберётся?
**Автора иногда ещё сравнивают с Маркесом, но я с этим не согласна. По поводу других произведений могла бы ещё поспорить, но в «Послании...», конечно, ничего напоминающего о Маркесе нет.