Больше рецензий

LaehnRumminess

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 декабря 2023 г. 12:51

231

5 Люди часто путают человека, который занимается утилизацией мусора, и сам мусор.



Факт, с которого стоит начать и рецензию, и чтение книги - это осознание, что все описанное - реальные люди и обстоятельства, в которых они существуют. Реальные, ребят.
Потому что иначе кажется, что все это - художественный вымысел, сгущение красок и стереотипное мышление об Индии. Но нет.
Автор книги Кэтрин Бу - штатный корреспондент New Yorker, в основном писала о жизни беднейших кварталов разных городов США, пытаясь понять, какие, в одном из богатейших в мире государств, существуют пути выбраться из нищеты для людей.
Кэтрин вышла замуж за индийца, приехала в Индию и поняла, что здесь предмет ее исследования куда шире и проблемнее.
Вскоре я задумалась еще об одном - о проблеме ужасающего неравенства между социальными группами. Как им удается сосуществовать бок о бок друг с другом?...Почему в таких районах, как территория мумбайского аэропорта, где тесно соседствуют пятизвездочные гостиницы и жалкие трущобы, не происходит социального взрыва?...Мне хотелось прочитать книгу, дающую ответы хотя бы на некоторые из этих вопросов.

И хочется отметить, что эта книга, если и не дает однозначного, субъективного ответа, то хотя бы приоткрывает завесу стереотипности и освещает всю "внутрянку" повседневности жителей трущоб. 4 года автор почти бок о бок жила с местными жителями, записывала их истории и была свидетелем ситуаций, описанных в книге.

Жизнь в трущобах - это антисанитария, крысы, болезни, горы мусора, недостаток чистой воды, с трудом добываемая еда и материалы для жилища. При том, что люди (большинство), живущие здесь, не бездельничают, как это можно было бы представить из описанных условий, а пытаются заработать копейку с утра до поздней ночи. Им некогда думать о великом и прекрасном, о мире во всем мире или "осознанной осознанности". Все, о чем они думают - как заработать сегодня на хлеб семье и не умереть к вечеру от непонятной заразы или не быть задавленным проезжающим автомобилем, который просто не будет объезжать человека, собирающего мусор у обочины.

К тому же в Аннавади оставалось еще несколько человек, которые регулярно ловили крыс себе на обед, а еще некоторое количество употребляло в пищу травы, росшие у пруда с нечистотами. Но эти несчастные и не подозревали, что тем самым оказывают огромную услугу остальным. Те, кто не питался сорняками и вареным крысиным мясом, чувствовали свое социальное превосходство и верили, что скоро их жизнь станет еще прекраснее.

Сюда же добавим бесконечные поборы местной полиции просто за то, что им показалось, что сегодня ты заработал чуть больше, коррупцию в абсолютно любой сфере жизни (просто кошмарных размеров) и полнейшее безразличие местных властей к проблемам жителей районов. Не будем забывать и факт кастовости системы - если ты родился мусорщиком, то будь хоть сто раз талантлив, из своей принадлежности и рода деятельности тебе не выйти. Никогда.

Один из главных героев, который пытается выжить в этой горе мусора (в буквальном смысле слова) Абдул - парнишка, занимающийся сбором и продажей мусора, чтобы заработать гроши для строгой матери, пьющего отца и бесчисленных маленьких братьев и сестер. Он почти не говорит, много размышляет, не промышляет воровством и другим преступным делом, мечтает от приземленном, но чрезвычайно важном.

А чаяния Абдула были простыми: найти жену, которая не будет употреблять такие слова как "ублюдок" и "козлина". И еще ее не должно беспокоить, чем пахнет от ее мужа. Хорошо бы было также подыскать для себя и семьи хороший дом в любом другом месте, но только не в Аннавади. Абдул, как и большинство соседей (да и, в целом, как все люди на Земле) полагал, что его желания соответствуют его возможностям.

Но далеко не все так озадачены лишь своим существованием и право за место под солнцем, пусть даже в хижине из камней и палок, еще предстоит отвоевать. Особенно, когда твоя чокнутая соседка из зависти устраивает сцену самосожжения в надежде упрятать в тюрьму тебя, твою семью. Что из этого получилось - узнаете (еще раз напоминаю про реальность описываемых событий).

Трудно быть добрым и хорошим, живя в трущобах, где правят коррупция и криминал и измученные люди постоянно ведут войну за мелкие блага. Мне кажется, что мы сильно недооцениваем разлагающее влияние, которое оказывает коррупция не столько на экономику, сколько на моральное состояние людей. Молодежь еще склонна делать выбор в соответствии с этическим нормами. Она, хотя и не всегда, поступает по совести даже в отчаянных ситуациях. Дети часто руководствуются моралью, но, вырастая, теряют нравственные ориентиры. И вот они уже способны пройти мимо истекающего кровью, умирающего на дороге мусорщика; вот они отворачиваются от корчащейся в муках обожженной женщины; вот пожимают плечами, узнав, что строптивый подросток только что крысиный яд. Отчего это происходит? Прчина их равнодушия к страданиям других вовсе не в том, что они верят в реинкарнацию, родились в многодетной семье и не получили образования. Думаю, все дело в сложившейся системе отношений в обществе, которая подрывает в них внутреннюю способность следовать нравственному пути.

Автор затрагивает болезненные, но очень важные темы: обреченности и несправедливости, совести и морали, несовершенства системы, пережитка традиционных устоев, темы мечты, борьбы, взаимопомощи и возможности оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях.

"Да", - думал он, "пока не удалось покорить весь этот огромный, сияющий огнями город. Но многие его кривые, неровные улочки и переулки я уже покорил".

r50-green.png5/5