Больше рецензий

sergei_kalinin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июля 2014 г. 12:39

254

4

Очень хорошая книга про использование методов математической статистики в бизнесе. Точнее говоря, это руководство для менеджеров, объясняющее им, как максимально эффективно сотрудничать с "квантами" (Quants = quantitative analyst, количественные аналитики), как использовать математические методы для решения различных бизнес-задач.

Сразу хочу предупредить, что книга рассчитана на "чайников". Мне лично она показалась слишком простой и даже примитивной :). Но в качестве оправдания добавлю, что у меня почти 20-летний стаж преподавания методов мат.статистики + участие в десятках исследований + изданная книга по использованию пакета стат.программ SPSS. И, разумеется, в терминологии авторов, я - самый натуральный "квант"))).

Так вот на основе опыта преподавания, и на основе опыта разъяснения заказчикам необходимости проведения тех или иных аналитических исследований, могу сказать, что "простые" аналитические методы для 80% людей вовсе не являются простыми :). Поэтому, как правило, хороших книг, где просто и увлекательно излагаются "азы" аналитики, крайне не хватает. Книга "О чём говорят цифры" приятно порадовала, она реально поможет тем людям бизнеса, которые зададутся вопросом: "А сможет ли (и как) мой бизнес получить конкурентное преимущество благодаря применению аналитики?".

Из "плюсов":

1. В книге описан простой и понятный 6-шаговый алгоритм применения аналитических методов для решения бизнес-задач.

2. В книге есть краткий обзор типов данных, с которыми имеет дело бизнес, и обзор статистических методов, с помощью которых эти данные можно анализировать.

3. В книге ОЧЕНЬ много конкретных примеров применения аналитических методов в бизнесе (в основном это IT-компании вроде Intel, Cisco, Amazon, но есть также и торговля) и просто в жизни.

Что интересно, авторы приводят много парных примеров: т.е. один удачный (корректное применение анализа, полезные для бизнеса результаты) и один неудачный (некорректный анализ, ошибочные результаты). Примеры все довольно остроумные, увлекательные и учат думать головой :)

Давайте в качестве "завлекашки" :))) я лишь перечислю некоторые из встреченных в книге кейсов:

- определение авторства текста с помощью частотного анализа текстов

- формула (регрессионная), позволяющая с высокой степенью достоверности оценивать качество вина (без привлечения экспертов по вину :)))

- закон Бенфорда, позволяющий фактически "на глаз" оценить степень фальсификации любых исследовательских данных (например, экономической отчётности или результаты голосования на выборах)

- формула Мюррея-Готтмана, которая с точностью в 94% прогнозирует достоверность развода в супружеской паре. Причём прогноз основан на замере некоторых переменных (поведенческих реакций), которые берутся из 15-минутного диалога!

Разумеется, в книге есть и вполне серьёзные бизнес-кейсы, связанные с применением мат.методов в маркетинге, в прогнозировании сбыта, в биржевой торговле и т.д.

4. Что мне также ОЧЕНЬ понравилось в книге - в ней очень много внимания уделено проблемам "перевода" (особенно в 7 главе ). Т.е. тому, как добиться взаимопонимания между заказчиками исследования (менеджерами) и его исполнителями (т.е. "квантами"). Книга учит с одной стороны менеджеров, как им правильно формулировать свои вопросы аналитику, а с другой стороны, книга учит аналитиков отходить от "зауми" :) и уметь красиво и ясно представлять полученные результаты заказчику.

В книге есть довольно неплохая глава, посвященная именно визуализации и правильной презентации результатов исследований заказчикам (будет полезна всей научной братии и студентам в особенности ;)).

5. На страницах 80 и 141 приведены роскошные справочные таблички, в которые перечислен все актуальные на сегодняшний день компьютерные программы (как платные, так и бесплатные), с помощью которых можно применять количественный анализ в бизнесе.

6. Книга читается очень легко, увлекает :). Вообще по стилю изложения я бы поставил её в одном ряду с книгами С.Строгаца "Удовольствие от Х" и Л.Млодинова "Неслучайная случайность". Это очень качественная научно-популярная литература, ну разве что, для аудитории поуже - для менеджеров и студентов экономических специальностей.

В книге также много актуальных и интересных ссылок на другие хорошие книги (вроде Н.Талеба) и Интернет-ресурсы.

7. Мне ОЧЕНЬ понравилась глава №6, в которой рассказывается о том, как развить свои навыки количественного анализа (как стать "квантом" ))). В этой главе - чёткий пошаговый алгоритм + перечисление конкретных упражнений, книг, полезных обучающих он-лайн ресурсов (и т.д.).

Из маленьких "минусов":

1. Очень размазано про экспериментальный дизайн :( . Авторы попытались описать типы экспериментов на конкретных примерах, но, как мне кажется, чёткого понимания - чем один тип экспериментального дизайна отличается от другого - у читателей не сложится.

2. Несколько "притянутой за уши" смотрится глава про креатив в количественных исследованиях :). Понятно, что научное творчество (к примеру, на этапе построения экспериментальной модели и схемы эксперимента) это такое же по сути творчество, как художественное или техническое, но зачем об этом так подробно знать "не-квантам"? Я вот лично не очень понял цель включения данной главы в книгу...

Вывод: книгу читать! Особенно если

(а) вы разбираетесь в методах мат.статистики очень поверхностно, и хотите улучшить своё понимание;
(б) у вас есть возможность сотрудничать с "квантами", и вы хотите понять, как можно использовать количественные методы (и навыки "квантов") для повышения эффективности вашего бизнеса
(в) вы - начинающий "квант", и хотите научиться лучше продавать себя и свои услуги бизнес-клиентам
(г) вы - просто любитель хорошей научно-популярной литературы по математике ;)

Комментарии


Благодарю за подробнейший отзыв, это самая дельная рецензия на книгу, которую я встречала!