Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июля 2014 г. 23:53

388

4.5

Заимствовав у других, наполнить собственным содержанием.
Г.Дуткина (из предисловия)

Таро Хираи, знакомо ли вам это имя? Скорее всего, реакция будет положительной, если сказать иначе... Эдогава Рампо. Да, тот самый японский писатель, ожививший в своей стране жанр детективной повести. Тот самый, что увековечил имя своего вдохновителя в своем псевдониме. Эдгар Аллан По ощутимо присутствует во всех работах Рампо, соединяя эфемерными паутинками мир западной и восточной мистики и сокровенного.

Тайна - вот Богиня творчества Рампо.

Иллюзия - вот душа его рассказов и повестей.

Порок - вот подноготная его творений.

Расплата - вот спутница его сюжетных линий.

Но даже порожденная Тайной Иллюзия раскрытия Порока не дает уверенности в том, что Расплата стала окончанием. Что может быть более иллюзорно и более таинственно, чем точка в конце рассказа?

Рассказы Э. Рампо в моем воображении предстают невероятным по своей красоте и загадочности артефактом. Ты можешь отрицать его практическую ценность для современности, можешь упоминать более интригующие и яркие аналоги, но восхищаться красотой, соразмерностью, отточенностью, внутренним напряжением этого чуда ты не перестанешь. Раритет - возможно, утратившая ценность штуковина - ни в коем случае. И не последнюю роль в формировании подобного восприятия рассказов играет японская созерцательность, это всепроникающее, плавное погружение в накал страстей, которыми полны произведения Эдогавы Рампо.

Немного о каждом рассказе, вошедшем в сборник.

Путешественник с картиной. Сразу же вспомнился рассказ "Автобус" Хулио Кортасара из его сборника "Бестиарий" . Не по смыслу, по обстановке, но накалу. Очень сюрреалистическая вещь. Впечатляет.

Волшебные чары луны. В этом рассказе По невероятно узнаваем, он тут просто царит. Нагнетающая обстановка, резкий свет луны, холодное дуновение смерти... Мрачно и нервно.

Человек-кресло. Вот этот рассказ особенно покорил меня своей реалистичностью. Именно такие рассказы брали за живое в подростковом возрасте ночью в загородном пионерлагере. То, что запросто может быть, но лучше, если его быть не может.

Красная комната. Тема реалистичности продолжается. Иллюзия чистой воды эта ваша реальность. Хлоп, и ее нет. Хлоп, и она снова с вами. А теперь угадайте, что было на самом деле?!

Ад зеркал. Такое будет особенно страшно не прочитать, а представить. Именно войти в транс (любым доступным вам способом) и представить. То, что вы потом из транса выйдете, вам не гарантировано. Обещаю.

Психологический тест. Психология отвоевала-таки место и в творчестве Рампо. Не столько детектив, сколько игра в одни ворота. В принципе все предсказуемо, но как технично, ах как технично! Оценка за технику 6.0. Аплодисменты.

Плод граната. Триллер. Причем от образа преступления (плод граната - это же надо додуматься!!! никогда бы не подумала представить пострадавшего такой метафорой!!!) до развязки. И лучше... не смотрите вниз.

Простая арифметика. Самый большой рассказ сборника и самый детективный. Почти классика жанра. И вот тут понимаешь, что когда ушел колорит... особенно хочется вернуть его обратно.

Действительно, большую часть рассказов Рампо сложно назвать детективами. И сам автор под занавес творчества осознал, что не смог отринуть свой культурный базис, на протяжении многих лет в свои детективы он мастерски вплетал типично японский кайдан. Но является ли это недостатком?! Сам Рампо в конце творчества тщательно старался уйти от этого. Но так ли уж это было нужно?! Современные японские детективы активно используют элементы кайдана, вкрапляя в канву своих произведений проявления сверхъестественного, понимая, что именно это придает неповторимость их творениям. И все благодаря отцу-основателю, ну или воссоздателю жанра детектива в японской литературе.

Комментарии


Наташ, спасибо за рецензию, заинтересовала. Я вообще очень люблю короткую прозу, в хотелки!


У него огромное наследие, в России издавали что-то 3 или 4 сборника. Этот я по крупицам собирала в сети, но говорят, что он не лучший.
Лера, я сразу скажу, что читай я это лет в 15-16, был бы полный эффект, а сейчас уже я наслаждалась книгой как произведением искусства.