Больше рецензий

15 июля 2014 г. 17:00

4K

5

Вы меня все еще слушаете?

Всем привет, меня зовут Тони, и сегодня мы пройдемся по проституткам.
То есть подумаем о проститутках.
Да блин.
18+ от греха, потому что шинанайдаопа шинашинанай, как пела группа На-На.

Роман Мишеля Фейбера - это умело выполненный гид по телам, мозговым коркам и комнатам, эдакий конструктор, причем удивительно легко читаемый, словно последние страницы ежедневных газет за завтраком. И пусть его, эти многократные упоминания половых органов, поз и стремлений мужского пола оказаться в женском, холод улиц и потрепанные простыни. Читается без упоминания слово "скука" на периферии мозга, а самое интересное в том, что до последнего мгновения неясно, чем всё это закончится и куда приведет. Хоть кровища, хоть сахарный финал - возможно реально всё (хотя, конечно же, хочется кровищи, лето же). И это вот стремление узнать-дочитать и является самым ценным, пёс с ней, этой концовкой (хотя и тут автор все сделал правильно).

Композиционно в плане построения все прекрасно. Нам выдан рассказчик-путеводитель, который до последнего мгновения будет прятать свое лицо в тумане переулков и тихо усмехаться, пока мы не видим. В комплекте идет путешествие по миру, разделенному на два коржа: благопристойность высших и средних кругов, что на поверхности, и закоулки бедных кварталов и низших слоев населения, где смерть, нищета, торговля собой и гнилые зубы в порядке вещей. А в качестве смазки-крема выступят дамы, девочки и душечки-девушки. Рассказчик не будет надевать нам на глаза шелковую повязку для большей романтики, тот самый мир борделей и увеселения читатель увидит таким, каков он был/есть/мог быть. Фи эти ваши 50 оттенков серого , разное в разнообразное в человеческом теле засовывали издревле, просто народ умел держать язык за зубами. "Багровый лепесток и белый" - это помесь истории в стиле "Мулен Руж" (авторская нуар-версия, где все еще хуже) с романами Достоевского и Диккенса. Мир куртизанок, шлюх, мамок и трепетных до удовлетворения своих желаний мужчин, которые такие все в работе, но разрядки хочется (а спортзал тогда в моде не был, что поделать). И если в наши дни мир девочек и удовольствий скрыт налетом тени, которую нагло приоткрывает, маня, обложка журнала "Флирт" на лобовом стекле автомобилей, то что уж говорить о временах, когда существование этого мира отвергалось презрительным движением веера. Как про того суслика, который уперто есть везде, наверное даже икает постоянно.

Среди всего этого поделенного на лепестки красного и белого миров порока, мнимой святости и белизны гуляют главные герои романа Фейбера, каждый из которых покоцан или стремится к тому. У каждого тут свои грехи, проблемы, устремления к разрушению, смерти или коллапсу рассудка. Каждый пытается что-то доказать, откуда-то сбежать и стать кем-то иным. На всю эту карусель лиц, которая может на первый взгляд показаться довольно плоской, автор уверенно накладывает узоры обыденных движений и поступков, словно доказывая в очередной раз упертому собеседнику, что есть мозг, а есть тело. И оба умеют доставить хлопот. Вот, например, у нас есть Агнес, голова которой лопается от страхов, ошибок и предубеждений. Есть Конфетка, которая идет по стезе мстительной парии. Есть Генри, который сходит с ума от раздирающих его противоречий. Есть миссис Фокс, которая убегает от Костлявой, но все равно не находит себе покоя. Есть бедная девочка Софи, которая наслушалась такого, что шерсть дыбом. Есть Уильям, которого с первых страниц хочется удушить. И далее, и далее. И все эти вставки про, скажем так, бытовое, включая поносы, рвоту, кошачьи экскременты, совокупления всех мастей, драки, загулы, ладошки в паху и истерики - все это очередное доказательство того, что возвышенное разума в человеке всегда будет сочетаться с телесным, инстинктами и страстями. Другой вопрос, как найти между ними компромисс, как найти свое равновесие.

Но с равновесием у действующих лиц романа Фейбера все сложно. Автор словно нарочно подобрал такой паноптикум, чтобы показать умение персонажей уйти в себя, в свой делириум и забыть о том, что такое адекватность. Чего только стоит муж, знаток женских тел и борделей, который не удосуживается объяснить своей уже почти-помешанной жене, что месячные - это нормально. Мать, которая толкает дочь на панель, потому что чего это она одна должна страдать во грехе. Чопорная немного угловатая дама, которая не может понять, что ее отец-врач - почти садист в своей непреклонности и неумении увидеть реальные проблемы пациента. Отец, который думает только о себе и матушка, не умеющая признать, что ее ребенок - это плоть от плоти, а не демон. Они все могли бы хотя бы раз поступить правильно, если бы снежный ком накатанной тропки не достиг уже таких размеров, что остается только ждать развязки и гадать, когда же бомбанет. Потому что менять комплектацию мозговой начинки уже поздно, а нравственная составляющая соблазнов всегда будет сильна. Другое дело, что кому-то хочется посуду дома всю побить, а кому-то для разрядки надо близняшек на кровать завалить. Так, я отвлеклась.

Нельзя утверждать, что в этом романе есть ненужные персонажи, нет, каждый из них привнес свое обязательное, например, мой любимец-святоша Генри, у которого организм от разговора с блудницей волнуется как после марафон-забега. Но наибольший акцент все равно идет на два женских образа, в развитии судеб которых мне видится параллель с названием романа. Потому что главная героиня, Конфетка, очень подходит на роль багрового лепестка с ее непростой историей от детства и далее, а трепетная Агнес с ее участью самое то для лепестка белого, которого кровь и грязь портит, заставляет уходить в себя, терять себя, и вообще привет теме жены из того самого романа Шарлотты Бронте. Женские персонажи очень интересны у Фейбера, они получились сложными, многоходовыми, умеют не думать плашмя и поступать так, что другие только рот успевают открыть, будь то истерика на приеме или лицемерие, дабы угодить мужчине и прогнуть его. Но при этом они не теряют своей не то чтобы человечности, скорее теплых качеств, присущих им изначально, даже несмотря на нынешние обстоятельства. В чем-то им пришлось стать монстрами и хорошими игроками в шахматы, где-то приходится кусать и рвать, где-то есть привычки или поступки, от которого мурашки в мозгу. Но есть и моменты, когда они тихо шепчут, могут искренне улыбнуться или подумать о чем-то простом типа счастья. На фоне всего этого образ Уильяма, как наиболее яркого и почти одиночно важного мужского персонажа (потому что Генри у нас для другого), окрашивается в еще более мерзкие тона безумия, эгоизма и стремления доказать-показать-утвердиться и приобрести (см. ниже про призрак феминизма).

Среди разворотов сюжета на тему путешествия из грязи в князи и сильной женщины с ее устремлениями и умением выживать бонусом можно найти советы почище программы "Малахов +". Например, выяснилось, что я уже потеряна для генофонда нации, потому что много читаю волнительного и ванны принимаю. А еще на выпускной платье с корсетом надела и мороженку люблю. И думаю я много о лишнем вместо того, чтобы облака считать. Как страшно жить, а меня никто и не предупредил.

Можно ли считать "Багровый лепесток и белый" феминизм-романом? Есть что-то такое, но не в этом основная нагрузка. Идея скорее в червоточинах человечков, умелая зарисовка, где в голове людей бродит стремление к грязи, поту, телам и лапкам дев и мужей, в то время как за ширмой приличий и общества все носят перчатки, хотят казаться воздушными созданиями и/или средоточием сдержанности и ума. А те единицы, что борятся с собой, слишком часто обречены на поражение. В тихом омуте черти водятся, а если в омуте пару лет как стоячая вода, так жди вовсе беды. Очень интересный роман-эксперимент, картина дней и нравов давно ушедших, где так много от нравов сегодняшних. Берегите женщин, берегитесь женщин, они порой такое умеют, что задохнетесь от восторга. В буквальном смысле.

//"Долгая прогулка", июль и задорный бонус во славу "Банды выхухолей"

Комментарии


Круто написал, друг!!


Спасибо, брат!)


А еще мне так жалко Генри, прям так я переживала за него(((


Мой любимый персонаж)


А мне не нравятся лицемеры, особенно те, что врут даже сами себе.


ты докуда дочиталь? чтобы я тебе не спойлернула грешным делом своим вопросом)


Чуть-чуть за половину перевалила. Середина главы 19.


а если лицемер пошел, что называется, на путь исправления, но не сложилось? назовем это так)


У меня очень сильна эмоциональная память. В жизни это может выражаться в том, например, что вот был-был человек хорошим, а потом "испортился". Это не мешает мне вспоминать по-доброму о тех временах, когда он был хорошим. И соответственно, наоборот. Не знаю, понятно ли объяснила.


более чем понятно
мысль я уловила)


Когда дочитаю, конкретно тебе конкретно о Генри подробнее отпишусь ;)


Когда сам себе врешь, часто сам не понимаешь этого. Или понимаешь слишком поздно. Быть честным с самим собой - очень зыбкое понятие, в которое обычно засасывает кучу заблуждений, непонимания и ошибок. Задачка трудная , как мне кажется.


Замечательная книга, согласна))
Спасибо за рецензию!

Экранизацию смотреть не будете?


Да, посмотреть хочется))


Посмотрите обязательно, она тоже хороша. Хотя, книга безусловно лучше.


обязательно, тем более ВВС, лето, да и, судя по постеру экранизации, там хорошее попадание в части актрисы на роль Конфетки)


Да как сказать. Я думала, она поярче будет. А с губами они вообще что-то странное сделали.


налажали с женщиной-ихтиандром?((


Они какие-то не просто шершавые, а и белые.


ты меня губами заинтриговала


И к линии Агнес претензии есть, но в целом неплохо.


вышивание спасет сериал


Я пыталась посмотреть серию в контакте, но там озвучивал какой-то упорыш.


В оригинале смотри с титрами. Я вообще давно не смотрю с озвучкой, если есть варианты. Вечно писклявые придурки всё портят.


Про шинашинанай особенно понравилось. :))) Только я не поняла, это в каком жанре написано, в смысле роман?


Это худож проза)


Вот это рецензия! Ай да автор! :D

А если серьезно, то спасибо, поставила роман в хотелки на первое место))


спасибо))))
очень надеюсь, что книга понравится)


Ээ..нууу..нет, не буду читать все-таки. Вот зря посмотрела сериал раньше, чем прочла книгу. Сколько раз себе говорю: "Проверяй откуда ноги растут - вдруг там книга!". А рецензия - удовольствие вообще самое настоящее.)


:D
спасибо))


Крутая рецензия!


спасибо))


сильнейшая рецензия! в восторге!


спасибо :)