Больше рецензий

13 декабря 2023 г. 17:11

109

5 В начале было слово… или не было?

Ай да Жозе, ай да сами знаете кто. В очередной раз убеждаюсь в исключительном таланте автора, который как никто другой заслуженно получил Нобелевскую премию.

История осады Лиссабона - это не просто книга, где в той или иной степени описываются события давно минувших дней. Это роман о том, как всего одно слово может изменить не только прошлое, но и повернуть в другое русло настоящее. И слово это "НЕ".

Одним росчерком пера корректор Раймундо Силва создаёт альтернативную историю, согласно которой крестоносцы не помогали португальцам освобождать Лиссабон. Сделав такую вставку, главный герой мучается, понимая, что рано или поздно его шалость вскроется, но всё же отпускает ситуацию. Однако от судьбы не уйдёшь: она, естественно, настигает в тот момент, когда ты не ждёшь, и поражает так же стремительно, как финский нож.

Где-то в этот момент я полностью "включился" в текст, осознав, что он состоит из нескольких накладывающихся друг на друга рамок, в основе которых лежит одновременно Лиссабон 1147 года и современный (что-то подобное в кино делает К.Нолан). Ж.Сарамаго, следуя своему стилю из сплошных абзацев и отсутствия пунктуации, изящно наслаивает одно на другое, в результате чего читатель растворяется в строках.

И это, как оказывается, очень важный приём всей книги, поскольку меняется и сам Раймундо Силва. Теперь он не просто корректор, а ещё и, по предложению приставленной к редакторам сотрудницы, - писатель. Несмотря на то, что пишет он про прошлое - историю, где крестоносцы действительно не помогали португальцам, вдохновляется всё же настоящим. Имя этому настоящему - любовь.

Вот так осада городская происходит на фоне осады сердечной, которые отныне неотделимы друг от друга.

Читать произведения португальца сложно, но тот, кто осилит эту дорогу, однозначно получит огромное удовольствие. Плывите вслед за мыслью автора подобно лодкам на Тежу, выходя в открытый океан навстречу бесконечно богатому миру Сарамаго.

Мам, выключи свет!