Больше рецензий

11 июля 2014 г. 01:01

79

С одной стороны, это история обывателя в личностном кризисе (на самом деле – банальном кризисе среднего возраста), внезапно встретившего Роковую Страсть: сюжет в последнее время довольно популярный в западной литературе. Живет чувак скучной, размеренной и вполне благополучной жизнью в своей скучной (далее по списку) Англии/Швеции/Америке, доживает до сорока или пятидесяти, раскрывает глаза и видит, как в его жизни все убого и серо. Нет, он и раньше чувствовал, что он несчастен и как печальна его жизнь. Но теперь еще и понял, что если что-то и может поменяться, то только в худшую сторону. Работает коммивояжером, потому что на большее не способен; или пишет книги, которые не издаются (а может, издаются, но не читаются); или штампует бестселлеры, понимая при этом, что шедевр ему не создать. Жена у него подурнела, растолстела и потеряла интерес к сексу; или, напротив, с возрастом расцвела и интереса как раз не потеряла, да только не к супругу; а то и, сделав успешную карьеру, зарабатывает большие деньги, причем требует развода. А какое у него было ужасное детство: родители постоянно между собой ругались! В общем, чувак глубоко травмирован (с рождения) несовершенством мира, обижен вселенской несправедливостью и лелеет свои обиды, ибо больше ему заняться в свободное время нечем. И вот тут Судьба его сводит с Ней… При этом Она – непременно с какой-то жуткой и запутанной историей: либо проститутка из Югославии, либо африканская беженка от войны или тоталитарного режима, с трудом добравшаяся до благополучной Франции/Норвегии - то есть, человек со вполне реальными проблемами. Ну а дальше страсть, интрига, полнота бытия, ничего не вышло, чувак снова несчастен, мир зол и несовершенен. В «Моменте» почти стандартная схема, только Роковая Страсть подана интереснее: это было в прошлом, а теперь вернулось с обретением дневника возлюбленной, и как раз в самый, так сказать, удачный момент (развод, а почему бы не удавиться и т.п.). Удивительное дело, но когда читаешь очередную историю страдальца, его переживания дико раздражают (особенно на фоне югославской беженки), тем не менее - истории эти затягивают. Может быть, потому что типаж зажравшегося страдальца вполне узнаваем и на наших широтах?
А с другой стороны, в «Моменте» поднимается тема тоталитаризма, вернее, столкновения с ним западного человека (не зря даже на обложке изображена колючая проволока). Тоже тема для европейских и американских авторов волнующая (правда, часто как экзотика). Противопоставление Западного Берлина, где герой работает на радио «Свобода» и пишет книгу, и окружающей его со всех сторон тоталитарной жути, откуда, как оборотни из чащи леса, выскакивают штази и их стукачи, впечатление, и правда, создает. А лучше сказать – нагнетает. И хотя за достоверность подробностей преступлений режима я бы лично ручаться не стала, все равно, тоталитарное прошлое – это то, что забывать нельзя, и неважно, кто о нем нам напомнит –почему бы и не американский беллетрист.
Собственно, сочетание захватывающего прошлого и скучного настоящего и добавляет роману глубины, уводя от банальной лав стори. Сама любовная история вообще оригинальностью не отличается: она, при всех страстях, тиха, мила и печальна (возможно, оттого, что лирический герой встретил не югославку, африканку или румынку, а рассудительную немку). Вообще как-то приходишь к мнению, что самое яркое впечатление от берлинской молодости на благопристойного американца произвел его сосед-англичанин, а вовсе не любовь-всей-его-жизни. Художник, гей (не в меру любвеобильный), хулиган, скандалист и наркоман – бесконечный источник приключений не только на свою, но и заодно и на соседскую задницу: то у него любовники передерутся, то обколется, то влезет в поножовщину, и заботливый товарищ мчится вызывать скорую, отмывать комнату, навещать в больнице. Вот где драйв и полнота жизни!
И вообще роман хорош именно бессчетным количеством линий и персонажей. Переплетаются разные люди, воспоминания из разных периодов жизни, прошлые и нынешние переживания, шпионаж, предательство и много чего еще. Написано легко, начав читать, втягиваешься, и толстая книга прочитывается быстро.
Вообще такую книгу хорошо брать в дорогу: как раз успеешь прочитать, пока летишь в Тайланд или сутки трясешься в адлерском поезде. Неудобств пути точно не заметишь.