Больше рецензий

10 июля 2014 г. 14:28

147

4

"Голос отца" - это совсем маленькая и совсем неизвестная пьеса Платонова, поэтому ясно, что прочитана она была совсем не просто так. Случилось мне побывать в театре на Таганке на спектакле по этой пьесе - естественно, сомнений "идти-не идти" не было: во-первых, потому что не в моих привычках отказываться от театра, во-вторых, потому что это же Таганка, а в-третьих, потому что "это же Платонов!". Здесь должно последовать лирическое дифирамбоизлияние в адрес Платонова, которого я люблю и боготворю в любом печатном слове, а кроме того мне прочно запомнилось со школьных уроков литературы, что "Платонова невозможно переводить на другие языки", а это значит, что именно он использовал возможности могучего полностью.

Но вернемся все-таки к пьесе. Итак, театр. До спектакля пьеса не прочитана, что, наверное, к лучшему. Два часа невыразимого восторга, табуны странных мыслей в голове и другие необычно-возвышенные ощущения. Естественно, пьеса скачана, читается... и вот здесь случается вдруг. Вдруг пьеса оказывается гораздо короче ожиданий и... в ней отсутствует огромный, многосмысловой и, как мне казалось, типично-Платоновский кусок спектакля. Пьеса становится ограниченной, и какие уж тут оправданные ожидания. Возмущение, удивление и непонимание шипят и плюются кипятком в углублениях мозга. Сейчас, внимательнее изучив театральную програмку, я все еще имею надежду, что прочитав повесть "Эфирный тракт" узнаю там часть увиденного на Таганке поразительного действа.

Хочу отметить одну интересную вещь - по сюжету тот самый "голос отца" говорит через сердце/душу/мозг главного героя - сына Якова. В авторской ремарке указано: "играть на сцене "голос отца" другому актеру не следует, потому что это будет грубой художественной ошибкой...", а в театре с расширенной и углубленной пьесой актер "голоса отца" был чудесно вписан в постановку. Интересно, понравилась бы автору такая интерпретация?

Чтобы закончить отсылки и сравнения книги с театром хочу устроить праздник душевного крика и почти обиженно вопрошаю - какого же черта люди позорно и унизительно бежали с этого невероятного спектакля?

Если же говорить о пьесе "Голос отца" исключительно с книжной точки зрения, то да, она хороша, бесспорно, хороша. В ней проходит очень много тем и вопросов: о предательстве памяти, о смерти, о счастье, о природе и человеке, о людях... Мне очень хочется хвалить эту пьесу, долго распространяться о поднимаемых в ней вопросах... Но театральные впечатления сидят внутри меня и нашептывают "а там об этом говорилось полнее, мудрее и красивее". "Как можно было из одного Платонова искусственно создать другого, который лучше, нет, сравним с оригинальным?