Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июля 2014 г. 17:40

255

2.5

На другой стороне шоссе сорокафутовый деревянный мужчина пытался выскочить из-под перемалывающих всё и вся колёс то ли промышленности, то ли жестокой идеологии, то ли современного искусства.

Я читала всего лишь два романа из тех бумажных легионов, что выпустил в свет Дин Кунц: "Скорость" и "До рая подать рукой". Оба оставили одинаковое ощущение: Дин Кунц - писатель весьма сомнительный. Я бы даже сказала, плохой; и если язык, стиль и тому подобное можно списать на переводчика, то от сюжета, идей и образов персонажей никуда не уйти. Откровенный литературный фаст-фуд.

Тем не менее, вот загадка из загадок: время от времени эти книги я перечитываю. Редко, но всё же. Не знаю, как так получается, но посреди скучного романа, в компании неубедительных злодеев и ещё менее убедительных героев, Кунц умудряется вписать одного-двух второстепенных персонажей, или какую-нибудь яркую деталь, которые меня заинтересовывают, врезаются мне в память и заставляют перечитывать книгу - чаще всего отрывками. В "Скорости" таким "якорем" для меня стал второстепенный, пару раз появляющийся персонаж - девушка, предсказывающая будущее по трупам и ждущая весточки из загробного мира. Это описание звучит ужасно, но в романе всё очень красиво, таинственно и прямо-таки просится в кино. Ворон в окне, часы без стрелок, фотография мёртвого богомола...

Временами весь роман кажется просто киносценарием. Причём наверняка получился бы неплохой триллер, и зрители вздрагивали бы в нужных местах. Персонажи очень плоские, раскрывать их характеры автор даже не пытается - он весь ушёл в напряжённый сюжет. Детектив пытается быть запутанным, триллер пытается быть страшным, события пытаются быть стремительными. Ключевое слово - пытаются. Из-за того, что персонажи мало занимают автора, проникнуться сочувствием к главному герою мне так и не удалось, поэтому было даже не очень интересно, убьют его или нет. Душеспасительный тон книги и претенциозные фразы, которыми заканчивается почти каждая глава, тоже не показались мне чем-то замечательным.

Что касается достоинств книги: автор вынес в заголовок одной из частей романа тезис "Образ жизни - это всё, что у тебя есть". Не скажу, что ему удалось развить эту идею, но общую мысль я поняла и оценила. Образ жизни создаёт человека, и похоже, Кунца серьёзно беспокоит склонность современного общества к социофобии и мизантропии.

Узкая черта отделяет уставшего затворника от боящегося всего отшельника. И черта эта ещё уже между отшельником и ожесточившимся человеконенавистником.

Поскольку проблемы главного героя, комплекс затворника и понемногу отдаляющиеся друзья - всё это мне знакомо, к сожалению, не понаслышке, хотелось бы поблагодарить автора за тему для размышлений. Не очень сильно поблагодарить, потому что тему он дал, но ничего нового по ней сказать не смог.

Сюда же, в достоинства романа, надо записать отсутствие мистики. Для Дина Кунца это огромный плюс, потому что его мистика в книге "До рая подать рукой" не лезет ни в какие ворота. Не думаю, что в остальных книгах дело обстоит намного лучше. Ведь даже в как-бы-реалистичной "Скорости" Кунц жутко утрирует и добро (положительные герои - суть ангелы во плоти), и зло (отрицательные герои - суть плевки из ада). А что он мог бы сделать, оперируя сверхъестественными категориями? Так что нет мистики - и спасибо на этом.

В итоге: я не поставила книге отрицательную оценку только потому, что мне понравились зубастые манекены. Думаю, они всем понравятся. Продолжать знакомство с писателем нет никакого желания.