Больше рецензий

Anonymous

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июля 2014 г. 05:35

937

4

Очень хочется хотя бы виртуально поставить этот роман на полочку с Толстым, Тургеневым и Достоевским. Мелкая деревенская знать, разговоры о политике среди молодёжи - всё как водится. Но в то же время секс. Секса в СССР, естественно, не было, но и не было его в классической русской литературе. На всю неё один развратник Свидригайлов, одна падшая женщина Мармеладова, да и та почти святая. Всякая там Каренина - замужняя женщина с детьми и на неё нападает большая любовь, прежде чем она поддалась страсти. А здесь Арцыбашев рассуждает о том, что страсти подвластны оба пола, так что несправедливо, что женщина не имеет права в глазах общества на удовлетворение её. Мужчина вроде как имеет - может пойти к кокоткам там или соблазнить кого и при этом сохранить свою честь, а женщине - до свадьбы ни-ни.
Но главная идея книги не в этом, а в сверхчеловеке Санине. Ох, не даёт покоя Ницше среди молодёжи того времени. То Чернышевский, то вот. Я не могу без доли снисхождения читать такие горячие идеи. Как смешно они выглядят сейчас. Не верится, что кто-то мог им серьёзно посвящать не только своё время, но и другие свои ресурсы, самого себя. Такая глупость.
Санин - выше общественных устоев. Пока все скованы общественным мнением и делают всё не как хочется, а как положено, Санин не обращает внимания на эти дурацкие общественные барьеры и живёт в своё удовольствие. Сейчас таких гедонистов пруд пруди, общественное мнение заглохло. А тогда, наверно, это было революционно. Одно "но" - такой сверхчеловек слишком быстро начинает скучать. Всё ему недостаточно хорошо, все ему надоели. В конце книги он отправляется искать приключений, ибо совсем скис.
Хорошая линия книги - это отношения Лиды и офицера Зарудина. Когда Лида беременеет, дурак офицер отмораживается и не хочет нести никакой ответственности. Говорит: "А я что? Она сама пришла". Он прекрасно знает, что она в своём круге людей пропадёт. Общественное мнение её круга не простит ей такого наглого проявления страсти. Ей одна дорога - топиться. А ему всё прекрасно, доволен жизнью, независим от общества. И тут в одночасье всё меняется. Санин не только отказывается драться на дуэли, но и просто по-мужицки бьёт его кулаком в лицо. Тут-то дурацкому Зарудину и возвращается по делам его. Он мгновенно становится парией в своём обществе. Ему никогда не простят такого позора, ему приходится убивать себя. Таким образом Арцыбашев нам показывает, как глупо жить по представлениям других, а не по своей совести и желаниям.
Кроме линии выше, присутствуют и другие не менее выдающиеся персонажи. Всем им плохо, всем им неуютно в этом мире, прямо беда. Старый быт, с семьёй и пелёнками, их уже не устраивает, но и менять его вроде как не на что. В итоге, счастья в романе не находит никто. Сама по себе неплохая идея и своевременная - роман написан в 1907 году, уже давно назрела необходимость менять общество. Интересно, насколько результат Арцыбашева порадовал, когда все эти идейные революционеры свергли эти такие надоевшие устои и начали строить свои прекрасные в идеях, но нежизнеспособные реальности.

Комментарии


Спасибо,заинтересовали)


Ну, во-первых, "надоевшие устои" свергли не мелкобуржуазные ницшеанцы "Санины", а "университетов не кончавшие" "Швондеры" и "Корчагины" (не путать с "половыми гигантами" "Шариковыми"!).

Во-вторых, на свой век (см. 74 года) им "жизнеспособных реальностей" хватило.

А если их неблагодарные (см. "хулиганы-тунеядцы-алкоголики") потомки променяли "прекрасные идеи" (см. всеобщую занятость + микротарифное ЖКХ) на "бочку варенья + ящик печенья" из пластмассы по гиперинфляционным тарифам, то это, как говорится - "совсем другая история".

Возьметесь?