Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

5 июля 2014 г. 21:31

143

3.5

"Диего и Фрида" - книга, раскрывающая драматичную историю любви двух самых ярких представителей мексиканского изобразительного искусства ХХ века. Жан-Мари Леклезио, в своем весьма индивидуальном видении, рассказывает, какая это была надрывная, болезненная и страстная связь, иногда разрывающаяся и поэтому местами грубо связанная узлами, но которая все равно упорно тянулась на протяжении всего их жизненного пути, где-то становясь почти незаметной из-за экспрессивного фона революционной Мексики. Поэтому даже удивительно, что книга не называется "Диего, Фрида и бурная Мексика".

Исторически-политический фон имеет в книге не последнее значение, даже одно из самых первых, ведь этот фон оказал прямое влияние на чету Ривера, но отражение найдет только в творчестве Диего. Леклезио рисует нам Мексику в поиске неизведанных путей и жажде новизны, которая в порыве своей революционной силы становится "маяком для угнетенных народов Америки". Это очень насыщенная событиями страница в мексиканской истории, но Леклезио, стараясь не потерять главную нить отношений Диего и Фриды, рассказывает о самых главных исторических фактах связывая их с возникновением течения муралистов, среди которых и предстоит работать Диего.
Таким образом, Леклезио показывает какой питательной средой для вдохновения и творческой мысли была Мексика в начале 20-х, что только здесь мог и открылся талант Диего Риверы, а потому и Фриды Кало. Ведь она вошла в его жизнь прежде всего через живопись.

Дальше...

Меня всегда интересовал вопрос, кто был раньше - Фрида-муза или Фрида-художник? Прежде всего, пишет Леклезио, была большая Любовь, подарившая Фриде веру в себя и любовь к жизни, которая обошлась с ней очень жестоко. Но эта любовь не всегда была счастьем для Фриды, еще больше она принесла ей боли. Леклезио старательно формирует перед нами образ молодой женщины, уже бесконечно одинокой, которой только кисти и краски помогают полностью выразить себя, где-то помечтать о надежде, которая может быть, когда-нибудь, воплотиться в действительности. Но таким мечтам, которым не суждено исполниться в жизни молодой художницы, тоже находится место на холстах ее картин - там существует другой мир, мир второй Фриды. В большинстве своем, творчество Фриды - отражение ее души, ее страданий. «Я пишу себя, потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», говорит Фрида, и потому ее искусство - за границами художественных стилей, ее тематика - она сама, ее философия - Диего.
Сложно определить в какой момент своей жизни Фрида стала знаменитой, слава вошла в ее жизнь так плавно и естественно, как-будто была присуща ей всегда. Но о чем-о чем, а о славе Фрида не грезила, ее художественное творчество лишено амбиций, чего трудно сказать о Диего Ривере.

Совершенно субъективно, я никогда не восхищалась творчеством Диего Риверы, просто видела в нем не столько революционного гения, сколько надменный эпатаж. Он метается между идеями коммунизма и выражением собственного индивидуализма, но все равно остается у всех на слуху и в центре внимания. Помимо активной политической и художественной деятельности, Диего не может до конца определиться, что же ему надо по жизни. Пусть Леклезио часто показывает Риверу не с лучшей стороны, самое главное, он не отрицает, что несмотря ни на что, Диего глубоко любил Фриду, и не просто вдохновлялся ей, а и нашел в ней часть себя.

Очевидно, что для написания этой книги Леклезио пользовался мемуарами Фриды и самого Диего Риверы, но описывая чувства Диего или Фриды, он не подкрепляет свои выводы соответствующими цитатами (не только в тексте книги, но и в сносках), поэтому большинство почерпнутой оттуда информации превращается в вольный пересказ автора с эмоциональной окраской. Таким образом, биография носит очень субъективный оттенок, приведу примеры:

"Диего пытается оправдать свой поступок, но как-то уж очень нелепо: он называет Кристину не сестрой Фриды, а ее "лучшей подругой". Иногда он проявляет непостижимое равнодушие к приличиям и условностям, как будто перед ним - кривое зеркало, которое не позволяет ему увидеть и понять страдания окружающих."

Пусть оправдание Диего и будет названо "нелепым", хотя на мой взгляд, оно полностью абсурдно, и, думаю, только потому, что оно вырвано из контекста. Но со второй фразы можно подумать, что Жан-Мари Леклезио чуть ли не лично знал Диего Риверу, что дало ему право основывать свои выводы на том, насколько в самом деле понимал окружающих Ривера.
А вот другой пример:
"История с нефтяным соглашением между Мексикой и странами Оси, которое Ривера резко осудил, а Троцкий поддержал из соображений прагматизма, приведет к окончательному разрыву между ними, и с тех пор Фрида потеряет всякое уважение к "старику"(Троцкому)."

В конце предложения стоит номер сноски и если туда перейти, в надежде найти подтверждение внезапной потере уважения, то об этом не будет и речи, а лишь ссылка на книгу "Диего Ривера" Льва Осповата, в которой тот пишет, что дружба Троцкого и Риверы отнюдь не была крепкой и сердечной. Но касательно отношений Фриды к Троцкому после его отъезда с Голубого дома, мной ничего нигде (я имею в виду, другие источники, помимо этой книги) найдено не было, так интересно, откуда Леклезио взял эту информацию? Это не так принципиально важно, вот просто интересно, на что он вообще опирается вводя в текст такие умозаключения?
Последний недостаток книги, на мой взгляд, как раз в том, как написана эта книга - Леклезио двигается по основным фактам биографий Фриды и Диего, ставя акцент на эмоциональной стороне, когда помимо этого можно было бы детальней углубится в некоторые фрагменты их жизни. Например, скандальный роман Фриды и Троцкого практически не освещен, роль Кристины в жизни Фриды рассказана как "между прочем", сама Фрида "выбелена" как было возможно, буквально превращаясь на фоне Диего в "голубку и слона". Поэтому к Фриде практически невозможно не проникнуться симпатией, её недостатки остались за кадром.

Леклезио максимально опускает детали, следя только за главным. И это самое главное, к которому подводит нас автор, тот вывод, что любовь Диего и Фриды была исключительной, так как никакие превратности судьбы не смогли разорвать эту привязанность. Сначала мне показалось, что Фрида очень ошибалась, считая Диего своим смыслом жизни, ведь все указывало на то, что он не ценит этого дара любви и приносит ей слишком много страдания. Но потом пришла к выводу, что каким бы Диего ни был, именно он закалил ее моральный дух, предавал ей силы бороться за жизнь и терпеть.

"Любовь Диего и Фриды - словно сама Мексика, словно эта земля с ее резкой сменой времен года, разнообразием климатических зон и культур. В этой любви много страдания, много жестокости, но она жизненно необходима им обоим."

Прочитано в рамках 7-го тура "Долгой прогулки". Команда F1.