Больше рецензий

tavi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 сентября 2009 г. 10:30

59

3

Две повести; "Такой же толстый, как я" - очень средней руки фантастика, антиутопия о том, что прилетели инопланетяне и всех на земле сделали худыми, а одна писательница все пропустила и осталась толстой. Ну тут же смена вкусов, редкое обязательно становится дорогим и востребованным, теория заговора, управление сознанием, стереотипы толпы, мать-природа, етс етс.
Как было бы круто, если бы эту идею реализовала Линор Горалик, например. На обычную манеру Марты это, кстати, непохоже - но текст нехорош. Это схема, синопсис, идея. Не повесть.

Отдавая должное привычке находить всюду созвучное своим current инсайтам, выписала цитату:

"– Я не знаю своей цены, никогда не знала, всегда пересчитывала на чужие деньги, мерила чужой линейкой; не понимала, красива ли, поэтому судила по числу мужчин, которые меня хотят; таланта своего не чувствовала – раз печатают, значит, есть что-то. По тиражам своё место представляла; ну и сколько платили, столько и стоила. Хорошая? А это как другие скажут. А теперь отняли все шкалы и таблицы, кто теперь будет судить, кто даст знак, кто определит мою цену? Меня ведь теперь все хотят, вроде как самая горячечная мечта сбылась, весь мир к твоим ногам, славы, денег, мужчин сколько пожелаешь. Только они всегда были нужны не сами по себе, а как система координат, чтобы место своё знать, а теперь всё сломалось, сломалось, я ни слова не могу написать, ни шагу ступить, потому что кто же скажет, хорошо или плохо?

– Не надо равняться на людей, дочка. Иди, будто несёшь на голове кувшин".

"Госпожа яблок":
Про обман, про раскачивание на удар, про испытывание границ на прочность. Про лисью душу, про песочного человека, все то, что так близко и понятно. Задумала измениться - перепридумай свое прошлое, перепрошей свою память, напиши себя заново. Сотки себя из ничего и носи это платье, оно теперь ты. Стилизация и притворство, способ жить, нося чужую шкурк, потому что своей нет. Игры в демиурга, завораживающие прежде всего игрока. Острая жажда казаться, контролировать ситуацию, не пускать к себе настоящей. Потому что осудят, оплюют, ударят, толкнут. Обидят. Страх как двигатель, а остальное - красивые сказки себе.
Мне это близко, потому и понравилось. И да, запах яблок.
Местами опять, конечно, рассказано, а не показано. Но есть фрагменты, которые работают вполне ок. И вот это - память тела, про сапоги, про маму - хорошо. (И близко, очень близко; потому и хорошо, а как еще оценить. Через себя).

Хотя опять, конечно, рассказана все та же история, она старше, хрупка и слегка отстраненна, он молод, раздолбай и занимается творчеством, а еще есть вечно терпящий и вечно прощающий муж. Сила и слабость, злые дети и отчаявшиеся взрослые. "Мы не хотим с вами играть". Любимые и любящие, вечная песнь.