Больше рецензий

24 ноября 2023 г. 20:07

358

4.5 "Кто же красив среди героев, кто же горд среди мужей?"

Это какое-то особенное чувство — как будто стоишь перед бездной времён и из самых глубин достаёшь драгоценный камень, и понимаешь: это — основа всех когда либо читанных тобой книг, один из самых древнейших художественных текстов, известных человечеству. И от этого захватывает дух. Особенно если представить, что написан эпос был в 17 веке до нашей эры, а гулял в устной форме и того раньше! И думаешь: вот и тогда люди жили, мечтали, сочиняли. И думаешь: а сколько ещё произведений просто исчезло, уничтожилось, растворилось во времени. И думаешь: ведь и сейчас оно так близко и ясно. И буквально на кончиках пальцев ощущаешь шелест хода времени...

Любопытно, что в таком древнем тексте уже встречаются и Всемирный потоп, и человек, созданный из глины, и Врата в иной мир и «смертельные воды», и женщина-соблазнительница (только с несколько другим подтекстом*), и схождение «под землю», в мир смерти. Насколько же древние эти образы.

И это совсем не примитивная вещь: здесь наблюдается и развитие героя, и глубокие чувства (дружба, скорбь по умершему, стремление оставить после себя «славу» - сделать что-то значимое для народа), и противостояние с богами; и философские рассуждение на тему что есть бессмертие; даже такие «не-героические» черты, вроде страха, гордыни, глупости или бездумной ярости, присущи героям.

Мне понравились слова из сопроводительной статьи: «В центре поэмы — иная проблема: проблема тщетности человеческой жизни и неизбежной несправедливости человеческих страданий и смерти, которая уравнивает всех»**. Было, есть и будет во все времена, действительно так.

* «Поэма отнюдь не содержит осуждения блудницы: именно её любовь сделала Энкиду человеком» (**статья «Эпос о Гильгамеше» И.М. Дьяконов)