Больше рецензий

j_t_a_i

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2014 г. 10:23

927

Попытка №2

и крепко-накрепко запру дверь©

После прочтения я множество раз перечитывал те или иные места из книг Сэлинджера, но, только прочтя биографию, я понял, как же я люблю этого мерзавца!
Вообще, нужно заметить, что сложная и противоречивая жизнь писателя Джерома Дэвида Сэлинджера сама словно сошла со страниц красивого и странного романа, который благодаря своей противоречивости получил бы на LiveLib только 3,5 балла. А то и меньше.
Читатель, взявший на себя труд и пожелавший познакомиться с этим романом, в первую очередь познакомиться с очень талантливым, но избалованным юношей. – Романтический эгоист какой-то. Скучно! Это ж уже было. – Но послушайте, ведь это ещё не всё, и этот юноша, осознав свой эгоизм, решил перековать сам себя, чтобы стать честным и благородным. Разве не здорово? – Фу, морализм какой-то. Давай чё-нибудь интересное. – Интересное? Хорошо. Как вы отнесётесь к тому, что наш герой, впрочем, мало понимая, что его там ждёт, отправится на фронт и попадёт в череду самых необузданных кровавых мясорубок, но он не только выживет, но и пересмотрит всю свою жизнь. – Ой-ой, какие неожиданные повороты, автор ничего лучше не смог придумать? – Совсем забыл сказать: наш герой – литературный неудачник, видевший своё призвание в том, чтобы стать литератором, и который тяжким трудом добившись славы, осознал её суетность. А самое интересное, что он пробовал писать даже на войне? Представляете? – Абсурд! А про этих литературных неудачников мы уже знаешь, сколько начитались. Давай нам неожиданные сюжетные ходы! – Полагаю, что вам неинтересно будет узнать о судьбах сотен солдат, которые, как и наш герой, остались после войны никакому не нужными и одинокими. Которые вернулись в новый, чуждый мир, в котором они остались один на один со своей подорванной психикой. – Вот это нытьё слушать? – Наш герой, хотя какое вам до него дело, стал религиозным искателем, хотя я хотел бы предупредить вас, что его религиозные взгляды ложны и чтобы вы им не следовали. – Неча нас предостерегать. Ищи дураков, читать о всяких там религиях. XXI век на дворе, дурень. – (Горький вздох) Он стал одиночкой в мире конформизма и мещанства. – Как Паланик? – К счастью, нет. И этот мир оказался ему чужд, он губил его вдохновение, разменивая его на мелочи. Он хотел, чтобы его просто оставили в покое. Бремя славы тяготило его, и наш герой ушёл в «затвор», перестал давать интервью и отныне стал писать только для себя. – Он что – дурак? - Думаю, что нет. Напротив. Он последний и лучший из Питеров Пэнов. – Кого? – Друзья мои, идите, читайте Гейманов и Фраев – у них развлечений для вас с избытком. – Ой, подколол. Чи не юморист. Вот и хорошо. Пошли, ребята.
И зал пустеет.
Но прежде чем закончить, я бы хотел рассказать ещё одну вещь. В месте, где я живу, проходит дорога, с одного края которой бежит вдаль и вширь поле, засаженное, кажется, каким-то жёлтым злаком, а может и просто соломой, но если не приглядываться, то можно представить себе, что это рожь. На этом поле, ни дальше, ни ближе, нет обрыва, и дети, сидя за компьютерами, не играют на нём, но глядя на его жёлтые волны, уходящие к горизонту, и расстилающееся над ними синее небо, я поневоле вспоминаю слова Холдена.
Наверное, я – дурак.

Попытка №1. Рецензия, которую я удалил. Про всякие достоинства и недостатки.

и крепко-накрепко запру дверь©
Как это ни странно, но в жизни писателя Джерома Дэвида Сэлинджера нашли своё отражение многие вещи, внимание на которых заостряли именно писатели. Он и избалованный юноша, пожелавший перековать сам себя, чтобы стать честным и благородным; он и литературный неудачник, видевший своё призвание в том, чтобы стать литератором, и который тяжким трудом добившись славы, осознал её суетность; он солдат, попавший в легендарный 12 пехотный полк и побывавший в череде самых необузданных кровавых мясорубок; он одинокий и никому не нужный солдат с нервным срывом – одинокий среди одиноких; он религиозный искатель, одиночка в мире конформизма и мещанства; он «затворник»; он человек, который хотел, чтобы его оставили в покое; он последний и лучший из Питеров Пэнов.
Во многом, автор биографии и крупнейший исследователь творчества и личности Сэлинджера – Кеннет Славенски, справился со своей задачей прекрасно. Он проделал работу, заняться которой не пришло бы в голову ни одному человеку, если только он не связан с объектом своего исследования чем-то большим, чем обыкновенная заинтересованность. Он разыскал и обработал, а если судить по многим сноскам, то и проанализировал невероятные горы различных документов, вплоть до затерянных в архивных кладбищах бумажек, на дно океанов разве что не спускался. Кроме того, он сумел предать сухому биографическому материалу весьма занимательную форму, так, что вся книга, объём которой в моей версии схож с объёмом «Оливера Твиста», читается буквально на одном дыхании.
Неимоверно восхищает, по крайней мере, меня, отсутствие всякого желания набить карман за счёт имени Сэлинджера. Впрочем, бояться этого и не приходилось, автор связан с писателем какими-то духовными узами и я думаю, что не ошибусь, сказав, что он понимает Сэлинджера лучше, чем его собственная дочь. Заметим так же, что в «Человеке, идущем через рожь» отсутствует главная беда большинства биографий, когда автора в тексте больше, чем человека, о жизни которого он пишет. Кеннет Славенски, после кратчайшего вступления, отходит на второй план, уступая место Сэлинджеру, и всю историю старательно держится в тени, что не может не радовать.
И если в большинстве своём религиозные перлы Сэлинджера я не могу принять и отвергаю со спокойной душой, то несколько расстроили меня некоторые высказывания Славенски, то он совершенно не понимает сути молитвы, то несколько двусмысленное, хотя и непрямое, высказывание о Христе, суть которого трудного постичь. Впрочем, надеюсь, что это простое авторское непонимание. Хотя всё равно неприятно.
Но в биографии есть и по-настоящему золотые моменты. Это, в первую очередь, пересказы неопубликованных рассказов. (Хотя я читал, что в 2015 их собираются опубликовать, что было бы само по себе здорово) А во-вторых, это объяснение сути уже известных читателям произведений, отдельные выдержки из которых я печатал бы перед самими произведениями, ибо нет в ΧΧΙ веке писателя, которого бы так слабо понимали, как Сэлинджера. И когда писатель ненавязчиво хочет показать что-то вполне конкретное, а люди смотрят совсем не на то, что надо, то это печально.
Третий пункт – это современная Сэлинджеру критика его произведений. Узнав, как восприняли современники «Рыбку-бананку», «Фрэнни и Зуи» - просто диву даёшься. Я теперь даже не удивляюсь тому, что одна американская барышня, написав негативную рецензию на «Преступление и наказание», поставила в укор Достоевскому то, что она «не видит у антагониста прогресса». Хуже всего, когда эстетствующие люди начинают судить о предметах тонких.
Хотя самое лучшее в этой книге это то, что она разрушила многие нелепые мифы.
Знаю, что многие были разочарованы отсутствием в книге фотографий, хотя, на мой взгляд – это весьма закономерно. Ведь если Славенски пишет о том, как сам Сэлинджер злился и негодовал, если его фотографировали или если его фотографии помещали на обложки, то россыпь фотографий была бы тут даже не бельмом на глазу, а неприкрытым лицемерием.

Комментарии


Очень хорошая рецензия ! Явно от большой любви к автору В одной передаче про него было сказано, и мне кажется это весьма верным,: Он всё время искал Господа и злился на христиан за то, что не видел в них Христа, поэтому (добавлю уже от себя) он и любил юродивого ,что царапал себя камнями, более, чем самих апостолов. Тот, кто страдает и ищет, пожалуй ,выше того, кто нашел и успокоился.


Да, я тоже смотрел эту передачу, но, к несчастью, в этой передаче, чтобы передать смысл иногда цитируют не все высказывания автора. (Так было, в частности, в выпуске о Рюноске Акутагаве) И с Сэлинджером тоже самое: из его книг видно, что он мыслил Бога отдельно от Христа. Сэлинджер следовал некоей смеси учений дзен-буддизма и учения Шри Рамакришны и его ученика - Вивекананды. И сквозь призму этих учений он смотрел на истинны христианства и на Христа.
Для Православных христиан дело ещё осложняется и тем, что многие люди, трактующие христианские догматы, берут за основу их католическую интерпретацию. Так один реформатор буддизма, желая в своём рассказе оттолкнуться от христианских догм (а жил (и погиб) он в советском союзе), беззастенчиво указал, что христианство-де считает тело корнем всех зол и рассадником греха, который умерщвляют в монашестве, а вот в буддизме (и он указал на сложную йогическую практику) - не так. (Кстати, на эту нелепость напирал небезызвестный Виктор Ерофеев) Хотя мы знаем, что Православие так не считает и никогда наша Церковь не заставляла девочек мыться одетыми, чтобы не оскорблять Бога своим обнажённым телом.
Отчасти, как мне кажется, это есть и у Сэлинджера - непринятие многих позиций христианства именно в их католическо-протестантском понимании, хотя сам факт того, что ему попались "Рассказы странника" - удивителен. Ему бы "Лествицу" дать, но что уж теперь ворчать.


хм вот оно как Спасибо за развернутый комментарий, теперь его личность приоткрылась еще больше. Это вроде как из какого то ответа верующего"Так и я не верю в того Бога в которого ты не веришь"). Да, про тело, как корень всех зол ,забавно получилось, когда, по по моему мнению тоже все совсем наоборот. Телу уделяется особое значение, не только как храму души,или пуще того, "временной оболочке" (что наоборот распространено в восточной философии), но как неотделимому от самой сущности человека творению,которому надлежит воскреснуть вместе с душой. Да до Лествицы не дошел) но зато , честно не принял того, до чего дошел. Это положительный момент. Пойду посомтрю про Рюноске Акутагаве что за фрукт ещё


Пойду посомтрю про Рюноске Акутагаве что за фрукт ещё

Обязательно напишите мне о своих впечатлениях.
А Акутагава не фрукт - это самая трагическая личность из всех, какие мне доводилось знать, и по совместительству - великий японский писатель. Нет ни одного человека среди писателей, которого мне было бы так же жаль, как его. Разрыв личности: материалист, чувствовавший метафизику.
У него есть, для меня, и не совсем приятные вещи, но есть и золото. Если доведётся, то посмотрите его рассказ "Ду Цзы-чунь" - это шок, и ни для христианина, ни для атеиста, я не встречал ничего более встряхивающего к жизни по совести. Есть ещё автобиографический рассказ "Зубчатые колеса", там прямо виден тот тупик, в который он угодил, и который привёл его к трагическому концу.


Посмотрела и думаю поняла что из себя представляет Акутагава. Но выразить пока не могу ) Если честно, очень бы хотелось его прочитать, но у меня последнее время, именно к таким личностям и произведениям, какой то страх. Мне кажется если начну читать что то подобное то закроюсь в себе, "заболею", уйду в себя, а может и следом сойду с ума. От большого напряжения душевных сил и чрезмерного сопереживания...это то я знаю что так и будет, потому что ничто так не привлекает как душа ищущая и страдающая. Но наверно все равно не удержусь от такого искушения...перед его мыслями и им самим


Хотите, я в общих чертах расскажу Вам, о чём рассказ "Ду Цзы-чунь"? Если - нет, но нижеприведённый текст не читайте.
Рассказ основан на китайской легенде и написан в несколько сказочной манере. Ду Цзы-чунь - имя главного героя, он юный бедняк, промотавший состояние своего покойного отца. И вот он в печали стоит на краю города, и встречает старика, который как и все сказочные старики указывает ему где найти клад. Юноша богатеет необычайно, у него появляется множество друзей, ему становятся доступны все мыслимые и немыслимые удовольствия. Но вскоре он проматывает и этот капитал, и тогда вновь повторяется сцена со стариком, но всё оканчивается точно так же. На третий раз юноша заявляет, что ему не нужен клад - богатство не даёт ему счастья, а те, кто вчера были его друзьями, в бедности не хотят и знаться с ним. Но юноша заявляет старику, что он узнал его - он знаменитый даоский маг-отшельник, и что он хочет стать его учеником. Старик соглашается взять его "на испытательный срок", и в течении какого-то времени Ду Цзы-чунь должен не произнести ни слова, что бы с ним не произошло. Ду Цзы-чунь соглашается. Старик переносит его на снежную гору и оставляет одного. Ду Цзы-чуня встречают, насколько я помню, (буддийские) демоны (или нет - плохо помню) и начинают запугивать, допытываясь, что он делает на этой горе - он молчит. Тогда их главарь протыкает юношу копьём, и душа его попадает в (не в христианский) ад. Его и там терзают вопросом, что он делал на той горе? И терзают различными муками. Он молчит. Тогда владыка ада, чье имя я забыл, велит привести его родителей, которые здесь превратились в лошадей и мучить их. Когда начинают мучить родителей юноша держится из последних, и вот самый пронзительный момент, утверждение Любви, его мать, обращаясь к нему говорит речь смысл таков: "Ради тебя мы выдержим все муки. Не тревожься о нас. Если для твоего счастью нужно. чтобы ты молчал, то - молчи. А нас пусть пытают". Юноша не выдерживает и вскрикивает. Вскрикнув, он обнаруживает себя стоящим на краю города, рядом с ним стоит отшельник, который говорит ему, (условно) что он поступил правильно, но, по видимому, учеником он быть не сможет. И если богачом он быть не хочет, то кем же он хочет быть? Ду Цзы-чунь подтверждает, что учеником он быть не хочет, (как можно, - восклицает он, - быть равнодушным к мукам родных!) а хочет быть кем угодно, лишь бы жить по-человечески. И старик на прощание дарит ему небольшой домик с огородом.
Кажется, в отличии от многих современных болталогий, из этой истории можно вынести много полезного. Как Вы думаете?


а я там ниже еще час назад прочитала этот рассказ посмотрите) Сейчас читаю Ад одиночества


Я в это время печатал Вам пересказ и заметил уже после того, как закончил.


Ничего страшного ) Я обратила внимание на выделенное "утверждение любви" Верно подмечено


Прекрасный и светлый рассказ Ду Цзы-чунь ) У меня он скорее вызвал тихую улыбку. Ну и я догадалась что надо закричать..потому что ведь не закон для человека, но наоборот и настоящее счастье в тихом домике с персиками..а желать быть мудрейшим волшебником тоже самое что желать несметного богатства , проявление тщеславия в другом направлении.Неплохо неплохо...а я уже испугалась рисуя себе картины бездны человеческой души, хотя может это еще впереди


После прочтения я множество раз перечитывал те или иные места из книг Сэлинджера, но, только прочтя биографию, я понял, как же я люблю этого мерзавца!

Это точно!