Больше рецензий

21 ноября 2023 г. 15:02

161

5 "Вот он во всей красе, Макс Барабандер, чтоб его черти взяли!"

Очередной прочитанный роман одного из самых любимых писателей, лауреата Нобелевской премии по литературе, Исаака Башевиса Зингера.
Действия книги разворачиваются летом 1913 года. Бывший вор Макс Барабандер приезжает в Варшаву из Буэнос-Айреса, где живёт уже много лет. Три года назад у Макса умер 18-летний сын, и с тех пор его жизнь потеряла всякий смысл. Он не был особо привязан к мальчику, но с его уходом в душе 47-летнего Барабандера образовалась пустота, заполнить которую он не мог ничем.

Бывает, так пусто на душе, что непременно надо какой-то номер выкинуть, хоть горло самому себе перерезать.

Макс - довольно обеспеченный человек. В Аргентине он занимается сделками с недвижимостью, ему самому принадлежат несколько домов. Жена Макса после смерти мужа очень изменилась, стала замкнутой и нелюдимой, перестала подпускать мужа к себе. Макс заметил, что общение с другими женщинами тоже не приносит ему радости по причине появившихся проблем с мужской силой.
Все врачи, у которых успел побывать Макс, в один голос уверили его, что с физическим здоровьем у него всё в порядке, вся проблема в нервах.

Нервы, это болезнь такая. Разойдется человек и такого натворит, что потом долго жалеет. Теперь это называется «нервы», а раньше называлось просто: злое начало. В Талмуде сказано, что человек грешит лишь тогда, когда в него вселяется дух глупости. Но всегда есть выбор, все можно преодолеть, если очень сильно хотеть. Врачи назвали грехи нервами, чтобы не надо было раскаиваться. Никто же не виноват, раз это болезнь! Но это ошибка. Если бы человек не мог обуздать свой гнев, то гнев не был бы грехом…

Ему советовали отправиться в путешествие, отвлечься, набраться новых впечатлений. Вот поэтому Макс и решил поехать в родную страну, где он не был больше 20-ти лет.
Итак, наш главный герой прибывает в Варшаву. В планах у него - поездка в родное местечко Рашков, где похоронены родители. Ну и ещё Макс очень надеется встретить здесь женщину, которая исцелит его.
Автор даёт читателю возможность практически неотступно следовать за Максом, наблюдать за ним, узнавать его мысли. У меня сразу возникло ощущение того, что каждый совершённый главным героем поступок приближает его к какому-то нехорошему событию в его жизни. Плюс ко всему Барабандера постоянно преследует один и тот же страшный сон, значения которого он не понимает.
Порой Макс ведёт себя как человек, сошедший с ума. Его планы меняются с такой скоростью, что он сам не успевает за ними следить. Он знакомится с дочкой местного ребе и убеждает себя в том, что влюблён в неё. Ему удаётся очаровать девушку и убедить её отца в том, что он станет хорошим мужем (и это при живой-то жене, про которую Макс всем наплёл, что она умерла!).
Потом он встречается с ловкой и беспринципной дамой по прозвищу Райлз Затычка, которая предлагает ему заняться перевозкой девушек из Варшавы в Аргентину с целью известной и привлекательной (но не для девушек, которым планируется просто "вешать на уши лапшу" про красивую жизнь и десятках мужчин, желающих на них жениться). И вот уже планы Барабандера меняются, он мечтает совсем о другом.
Спустя время он уже видит себя в Палестине, и решает, что только отъезд туда сможет ему помочь.
Единственное, чего Макс так и не сделал - это поездка в родное местечко.

Всю жизнь он вел игру с невидимым врагом, каким-то зловредным бесом, который ломал все, что Макс строил, разрушал все планы, сводил на нет все ухищрения... Это все та же нечистая сила, которая никогда не давала делать что хочется, мешала получать удовольствия, за которыми Макс гонялся, с тех пор как встал на ноги.

В итоге заканчивается всё плохо...
Возможно, ощущение какого-то грядущего ужаса, что вскоре окутает весь описываемый в «Пене» мир, не покидало меня ещё и потому, что постоянно сидела в голове одна мысль: пройдёт всего каких-то тридцать лет, и этого шумного, странного, «густо замешанного» мира, мира со своими необычными законами и традициями, верованиями и укладом жизни, запахами и блюдами просто не станет. Его сотрут с лица этого города, сотрут навсегда. И многие герои «Пены» (если, к своему несчастью, доживут), и их дети и внуки сгинут в печах концлагерей, унеся с собой в небытие само существование словосочетания «Еврейская Варшава».
Роман "Пена" схож с другими произведениями автора тем, что герой находится в поиске. Персонажи Зингера (и читатель с ними) очень часть ищут ответы на мучающие их вопросы, и практически никогда их не находят.
Перевернув последнюю страницу романа, я поняла, что эта книга намного глубже и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Переводчик Исроэл Некрасов, который работал со многими произведениями Зингера, отмечал, что в "Пене" автор показал своё мастерство в наибольшей степени.
Почему мы совершаем те или иные поступки? Движет ли нами злой рок или сила, желающая нам добра? Можно ли изменить то, что предначертано человеку? Максу Барабандеру так и не удалось найти ответы на эти вопросы...

Приехав в Варшаву, Макс своими руками сделал все, чтобы его сон сбылся…

P.S. И великой тайной осталась для меня причина, по которой этот роман на Лайвлибе попал в жанры «Математика» и «Физика». Как вы уже, надеюсь, поняли, нет там ни физики, ни математики. Есть только Макс Барабандер "во всей красе, чтоб его черти взяли!"