Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

21 ноября 2023 г. 14:33

654

5 О чуме, радостях жизни и спорных вопросах средневековья

Это был один из наиболее старых моих долгостроев. Ещё по программе в универе я начинал его читать, но библиотека выдавала книги только на один день, так что осталась в моей душе неудовлетворённость жалкими 30 страницами и ощущение абсолютного восторга от того, что я всё-таки успел прочитать. Пусть тогда я ещё не фанател от средневековья и не относился с таким трепетом к древней литературе, но всё же понимал, что это самый настоящий портал, через который мы можем заглянуть через эпохи в прошлое, увидеть, как люди жили столетия назад, о чём думали, как воспринимали мир вокруг. Важные исторические события, даты, правители и документы – это хорошо, но они не расскажут нам о быте и психологии. Так что да, я по-прежнему считаю, что литература – единственная доступная нам машина времени.
Осознав это, начинаешь как-то немного иначе воспринимать эти произведения.

Ещё только начиная читать в этот раз, я поймал себя на мысли, что очень уж всё происходящее напоминает мне стилистически классические новеллы из итальянского фольклора и сборников Итало Кальвино. Естественно, это было неспроста. Боккаччо вполне сознательно ориентировался на традиционные короткие формы, устные рассказы, новеллино, фаблио и прочее, которые считались низкими народными, но в то время вообще всё, что не относилось к высокодуховной латыни, мало уважали. Однако уже был Данте, был Петрарка, по их стопам шли всё больше писателей, которые хотели гордиться своей современной итальянской культурой, а не маскировать её стыдливо пеплом сгоревших эпох. Вот и Боккаччо написал целый гимн красотам Италии, человечности и новой культурной морали, а заодно и энциклопедию жизни в то время. Поскольку многие сюжеты посвящены радости жизни и любви, произведение предсказуемо заклеймили как похабень и даже дали соответствующее прозвище. Но Боккаччо решил, что таким даже можно гордиться, и я его поддерживаю. Кстати, нет там ничего похабного. Жаль, конечно.

Композиционно роман представляет собой некую основную фабулу со вставными новеллами, рассказываемыми персонажами – ту самую форму, которую я очень люблю и тоже использую. Правда, здесь акцент идёт конкретно на эти рассказы, базовое действие предельно простое и немногословное: компания молодых людей во время эпидемии устала психовать и уезжает из Флоренции на дачу, чтобы успокоить нервы и не слышать больше каждый день ужасных новостей. Это не пир во время чумы, так как герои не предаются разгулу, а наоборот, пытаются вести предельно культурную жизнь. И не изоляция, чтобы не заразиться: у героев есть слуги, постоянно бегающие на рынок, плюс они сами по выходным ходят в церковь. Просто им хочется почувствовать, что в мире осталось ещё хоть что-то, кроме чумы, хоть какая-то радость жизни. Боккаччо сам прошёл через это и знал, что это такое.
10 дней, 10 героев, каждый день каждый из них рассказывает по одной истории, как правило, на заданную тему. Есть рассказы длинные и короткие, есть смешные и грустные, о справедливости и совпадениях, о дальних странствиях и хитрых пройдохах, детективы и мелодрамы – каждый читатель хоть что-то интересное для себя да найдёт. Мне больше всего заходили бытовые сценки, они такие умилительные, к тому же именно из них можно было почерпнуть информацию о повседневной жизни.

И в один момент меня просто-таки накрыло пониманием одной странной и простой вещи. Граница окончания средних веков очень размытая, кто-то прикручивает её к изобретению огнестрельного оружия, кто-то – к эпохе географических открытий. Но даже если отступить от научной позиции в сторону чистого визуала и психологии – даже тут единства не будет. Однако события Декамерона происходят в середине 14 века, и тут вроде бы уже сомнений быть не может, 14 век – самое что ни на есть средневековое средневековье. Но нет. Впечатления такого не создаётся совершенно. Читаешь текст, смотришь, что там происходит, как это описано, и понимаешь, что даже по визуалу здесь нет ничего общего с тем стереотипным средневековьем, как мы его часто представляем. Да и всё остальное – архитектура, экономика, социалка, право – всё выглядит гораздо более продвинутым и, так сказать, чистеньким. Сравните, допустим, Англию тех времён и Италию – это же как два разных мира. Словно бы страны жили в разных исторических эпохах, отстоящих друг от друга на несколько веков. И стало даже как-то понятнее, почему ренессанс пошёл именно из Италии. Там это было закономерно и неизбежно. Будто бы время в разных частях света течёт с разной скоростью.

В общем, Декамерон обрушил у меня в голове целый поток мыслей и на эти, и на другие темы. Я хотел прочитать его ещё 5 лет назад, но в моём издании оказался настолько нечитаемый шрифт, что глаза тут же подали в отставку, и лишь недавно мне удалось отыскать потрясающе красивый советский двухтомник, замеченный когда-то в библиотеке. Украшающие его карандашные иллюстрации были просто отдельным кайфом, как шикарно там нарисованы дома, колонны и наряды – словами не передать.
Так что, читайте классику, друзья, особенно старую. На её страницах творился мир, который мы знаем. А по ссылочке ниже я рассказываю о своей сумасшедшей синестезии восприятия итальянских городов и ещё кое-какие неожиданные факты о конце средневековья.

Ссылочка