Больше рецензий

infopres

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июня 2014 г. 00:02

765

4.5

Июнь с успехом можно назвать месяцем Фицджеральда. Я влюблён! Книга за книгой, фильмы, а рядом звучали, сменяя друг друга, Марвин Гей и Отис Рединг, Бенни Гудмен и Джин Крупа, Коул Портер, Скотт Джоплин, Глен Миллер... Джаз вечно жив!

Весьма понравился цикл о Бэзиле, который и занимает больше половины книги. Во-первых, всё те же мальчишки, ну а я люблю о них. Кстати, часть рассказов можно отнести к так наз.жанру "университетский роман", с той только поправкой, что не роман, конечно, но действие происходит в кампусах закрытой частной школы и затем Принстонского университета. Во-вторый, сам Бэзил. Неповерхностный герой, Фитцджеральд очень хорошо сумел показать его внутренний мир, приблизить читателю как настоящего живого молодого человека. Вообще характеры писателю удаются на славу, не зря о нём говорят как о знатоке человеческих душ — даже среди проходных персонажей нет незаметных, шаблонных, вот чтоб одно имя проскочило и всё, — даже второ- и третьестепенные все выпуклые, отличающиеся друг от друга. Да, здесь рефлексии, экзистенциализм, да, сосредоточенность на себе, переживания, порой кажущиеся нелепыми и где-то надуманными — так и возраст-то, подростки, "золотая молодёжь" зарождающегося века джаза, бурных 1920-х. Но в Бэзиле привлекает то, что у парня есть какой-то стержень, пускай ещё совсем не отшлифованный, есть стремления, цели, он не пустышка. После прочтения биографии о Фитцджеральде (а её я читал до этого сборника) становится ясно, что во многом Бэзил — это сам писатель, юный Скотти. Оттого и удался хорошо.

Не пустышка — в отличие от Джозефины, героини второго цикла. Ох, как хорошо, что рассказов о ней немного. Они меня утомили, она — раздражала, выводила из себя, хотелось стукнуть, иногда аж подташнивало. Неужели так можно жить и не скучно, когда только свиданки, наряды, шуры-муры, покорить, очаровать, перетянуть на себя, завладеть, использовать, вся эта псевдолюбовная мишура — неужели не тошно жить, когда этим единым? Никогда не пойму. Но, наверное, и в этом Фитцу надо поаплодировать — наверняка это таких джозефин пачками проплывало мимо по реке жизни. Да и сейчас, наверное, тоже? Поапплодировать, потому что снова видишь не только и не столько готовую картину, а и сам материал, холст и краски. Не только как живёт, но и чем живёт, дышит, о чём думает и стремится. За это браво.

Всего два рассказа о Гвен, кстати, прообразом которых стала собственная дочь Фицджеральда Скотти. Не столь глубоки по внутр.наполнению, как о Бэзиле или даже Джозефине, и даже написаны более простым языком, но их-то мне и не хватило — они какие-то тёплые, душевные. Ещё маленькая, опекаемая папой, хоть и стремящаяся поскорей повзрослеть, поскорей на свиданки, на балы — вроде бы и про Джозефину об этом же, но только вот Гвен совсем не производит отталкивающего впечатления мелкой сучки-потребительницы, пустой циничной шлюшки, с соответствующей зацикленностью на. Возможно, доля очарования и тепла рассказов о Гвен приходится благодаря её отцу и отеческому отношению. Здесь наверняка тоже спрятался сам папа Фицджеральд.
Интересно, а существуют ли ещё другие рассказы про Гвен? Когда они упоминались в биографии писателя, сложилось впечатление, что их больше, чем всего два.

А вообще рассказ Фицджеральда — это такой роман в миниатюре, это лаконичный и ёмкий микророман. И по объёму — двух-трёх страниц у него нет, и по структуре — практически все рассказы из нескольких глав-частей, и по оказываемому впечатлению. Они небольшие, но их не читаешь — проживаешь. Без преувеличения. А с подобными циклами, как здесь, и ощущение не отдельных рассказов, а цельной книги.
Как кто-то в одной из рецензий на один из этих новых сборников писал "позвольте мне раствориться в Фицджеральде". Вот мне хочется сказать то же самое. Я уже, уже в этом действе! «Великий Гэтсби», «Ночь нежна», лента Вуди Аллена «Полночь в Париже» (кто не видел, обязательно посмотрите! он совершенно гениален, чарующий, завораживающий и очень атмосферный), биография от Эндрю Тернбулла ... да я даже закладки в тему оформил и напечатал :) Затем настал черёд новых сборников, и именно здесь я понял, что влюблён. Хочется скупить все книги и наслаждаться.

PS 4.5 звёздочек - за Бэзила и Гвен. Джозефине моё фи :)

Комментарии


Блин, кто в этой серии обложки делает. Они просто ужасны, что эта, что в сборнике Манро.


У Манро, кстати, обе обложки взяты с сайта istockphoto.com. Третья, я подозреваю, тоже.


Но это ведь не так плохо? По крайней мере, у этих людей все части тела свои, а то часто сфотошопят что-то непонятное из трех фотографий. :)


Да, картинки на обложках этой серии - одна другой краше. Только первая книга, "Новые мелодии печальных оркестров", пожалуй, довольно-таки неплохо смотрится и в тему.
Но это тот случай, когда даже мой придирчивый эстетский голос молчит в тряпочку, потому что сам выход этих книг ну очень радует, так, что готов мириться и с недостатками оформления - главное, что внутри отличный перевод. К тому же, и оформление внутри хорошее, и бумага, и шрифт. Так что на переплёт натянем какую-то самостоятельно напечатанную в тему супер-обложку :)