Больше рецензий

27 июня 2014 г. 18:26

1K

5

Спойлеры! Спойлеры! Спойлеры!


«Это место смерти, — думал он, — и не только здесь. Все эти комнаты. Все этажи».
«Да, стрелок, — прошептал голос Башни. — Но только потому, что такими их сделала твоя жизнь».


Как же долго я шёл к тому, чтобы написать эту рецензию. Обдумывал каждое слово, каждую фразу. Путешествие подошло к концу - и моё, и Роланда, главного героя цикла "Темная Башня".
Концовка произведения заставила меня задуматься. И я предлагаю Вам возможные интерпретации этой концовки, а заодно и всего цикла в целом.

1. Смысл первый. "Философски-метафорический". Роланд и Башня - это одно и то же существо.

Итак, Роланд вошёл в Башню и Башня "отправила его назад". Башня отправляет Роланда назад во времени, так кажется читателю. На деле Роланд Дискейн и Темная Башня - это одно и то же существо. Количество этажей в Башне - равняется количеству лет прожитых Роландом. Башня не может умереть - и Роланд не может умереть на пути к Башне, все умирают, но только не он, как и говорил ему Вальтер О'Дим в первой книге цикла, показывая карту Таро: "Смерть. Но не для тебя. Никогда не для тебя", как говорит ему Башня в конце "Ты продолжаешь свой путь". Поэтому Роланд не может противостоять зову Башни, это его собственный зов, он должен прийти к ней снова и снова, т.к. уже находится в ней и более того, является ей. Ган - бог Башни, это жизненная сила Роланда, Роза в мире людей (Хлоя, С'мана) - это то добро и благо, которое в ней остаётся, Алый Король, Мордред, Мартин/Флэгг/О'Дим - это зло, которое Роланд приносит остальным людям. Ка и оба мир в целом, в этой интерпретации - это только проекция Роланда, Вечного Странника, сон, который снится ему вечно, как богу Браме в брахманизме снилась Вселенная. Поэтому Роланд не знает сочувствия, и не взыскует милосердия. Но у С. Кинга есть и надежда - Рог Эльда, который в рамках данной модели символизирует Пробуждение. Роланд когда-то пробудится от сна и познает себя, как "себя забывший и забытый Бог", история мира кончится, апокалипсис наступит, но не как разрушение (Алый Король), а как обновление и возрождение.

2. Смысл второй. "Психолого-литературный". Башня и Роланд - это эманации Квеста, вечные двойники литературной игры.

В этой интерпретации имеет значение только Квест (с большой буквы) - странствие Роланда. Сам Роланд и Башня есть производные от Квеста - вечного Путешествия в поисках обретения Себя. Автор этого квеста - С. Кинг - Роланд и Башня лишь вехи на пути. Не зря сам С. Кинг появляется в Квесте как главный рассказчик, персонаж и проч. Это он - воплощает собой ка, Ган'а и проч. "богов". Он и есть Башня и Роланд в разных своих воплощениях. Главная героиня цикла - душа писателя, которая раздваивается на неподвижный Грааль Темной Башни и вечно ищущего совершенства Странника Роланда. Странник - это символ поиска себя Стивеном Кингом, своего литературного творчества и пути, а Темная Башня - это писательское мастерство, совершенство, воплощение. Поэтому Роланд - вечен, как вечен поиск Совершенства, а С. Кинг в самом цикле как персонаж - смертен. Поэтому Роланд обречен найти Башню, ведь каждый писатель достигает своего Совершенства, получает свой Грааль и поэтому Роланд обречён снова и снова её искать, возобновляя поиск, пока не научится милосердию, добру, состраданию, которого так не хватает многим работам самого Стивена. Рог Эльда здесь символизирует смерть писателя - конец поиска, когда автор посмертно отождествляется со своим произведением. Обрести себя можно лишь в смерти, говорит Кинг, ибо жизнь коротка, а искусство вечно.

3. Смысл третий "Психоделический". Башня - это злая иллюзия Роланда".

В рамках третьей интерпретации мы возвращаемся к ключевому событию цикла - смерти Сьюзен и судьбе Роланда, которую он увидел, находясь внутри магического розового Кристалла. А что если мы сделаем одно маленькое допущение. Предположим, что Кристалл - это ловушка для душ и сознаний тех, которые в него смотрят. Предположим далее, что Кристалл поймал душу Роланда. Роланд уверен, что его душа освободилась от Кристалла. Но что если Кристалл был сделан именно для того, чтобы похитить душу конкретного человека? И вот я вижу перед своими глазами страшную картину. В реальности Джон Фарсон - побеждён, мать Роланда жива, Сьюзен тоже жива, восстание подавлено, Гилеад процветает. А где-то в лечебнице сидит больной, состарившийся до времени человек, чьи глаза навечно устремлены в розовый Кристалл. Если у него пытаются вырвать из рук Кристалл, он начинает хрипеть в агонии и ему этот Кристалл возвращают. Это - Роланд. Нет никакой Башни, Роланд, нет никакого Квеста - всё это в твоём воображении, а реальный ты, после того как заглянул в Кристалл, сошёл с ума и отправился к Башне. Параллельные миры, двери, это существует только в твоём воображении. Поэтому в ходе квеста Роланд обретает возможность читать мысли других героев, видеть их сны. На самом деле герои - это идеализированные образы его друзей. Эдди - это Катберт, Джейк - это Алайн, Ыш - это Джейми ДеКарри, Сюзанна - это Сюзан. Кинг олицетворяет Сверх-Я Роланда, которое пытается дать ему сигнал о том, что происходящее является иллюзией, что сам Роланд, настоящий Роланд, отсутствует здесь. Алый Король, Мордред - это демоны Оно, преследующие разум Роланда. Башня - это символ искупления и прощения за мать, которую Роланд хочет убить наяву и которая изменила отцу. Башня - также символ возрождения. Если бы Роланд дошёл до Башни на самом деле, то дверь, которую бы он открыл - вела его в лечебницу, в которой постаревший, поседевший юноша обреченно держит в руке проклятый Кристалл. Рог Эльда здесь - это символ помощи, которую ему оказывают друзья в реальном мире и которую он чувствует, т.к. видит их и слышит. Поэтому Роланд не может умереть, Кристалл желает вечно заставить его бродить по кругу, вечно находиться в состоянии безумия.

4. Смысл четвёртый. Реконструкционно-мифологический или Роланд как Хранитель Башни ".

Откажемся от лишних допущений и примем за аксиому, что автор нас не обманывает. Нет скрытого смысла - читайте только тексты всех книг цикла. Итак, что мы имеем. Есть два мира, которые на деле представляют собой один мир. Итак, давным давно, был только первородный океан материи (Prim) и Хаос (Discordia, Dis) . Ган (Бог) поднялся из Хаоса (вариант - пробудился от сна) и сотворил мир. В центре мира Он создал Тёмную Башню, Сердце мира и поместил Себя на его вершину, заключив Себя в теле Башни. Этим Он ограничил себя и заточил себя в Башне. От Башни он протянул лучи - через тысячи отражений и дал им силу определять пространство-время, закольцовывать его, создавать многолинейные пространственно-временные парадоксы. Ган присутствовал в мире везде, но больше всего в Башне, которая была его "выходом" в мир. Возникшие на Земле творения Гана (люди) развивались и для их защиты он создал Розу ("Хлою", С'ману), которая была жизненной силой Гана и символизировала Его благость. Постепенно люди перешли к феодализму и тогда, племенному вождю крошечной Британии Артуру явилось видение Башни. Ему было сказано Ганом, что он и его потомки должны охранять Башню до скончания века. С тех пор, поступки потомков Артура определяли судьбу мироздания. Потомки Артура - Хранители, жили в мире людей, на планете Земля. Один из них был Кэлвин Тауэр. От него миссия перешла к его сыну (о котором он в книге не знает) и так далее. Наконец, люди изобрели космолёты, полетели в путешествия, создали магические технологии, разгадали тайну Мироздания. Путешествующие корабли землян принесли цивилизацию на отдалённые планеты. Одной из таких планет была Срединная Планета. Там и была найдена Башня и обнаружены лучи, а также множество параллельных Вселенных. Люди в своей гордыне заменили магию Гана-Создателя машинами.
Но затем наступили расплата. Страшная гражданская война поразила цивилизацию "Великих Древних". Временные бомбы создали дыры в Отражениях и появились червоточины, "истончайки"(thinnies), где ткань времени-пространства была искажена. Ядерные бомбы уничтожили планеты. Целые галактики погибли. Прямая связь между миром Земли и миром Срединной планеты была потеряна (остались только редкие порталы), но одна ветвь потомков Эльда на Срединной планете выжила. Это были вожди Стрелков из Тета Гилеада. Они создали новую цивилизацию, сохранили знания после войны и им удалось восстановить мир. Но Башня стала рушится, а с нею и Гилеад. Её разрушали как действия людей, так и агентов злой силы, которую породил Хаос в начале веков. Эту силу называли Алым Королём, сатаной и проч. Вечно эта сила стремилась добраться до Башни и разрушить её, думая, что уничтожив Башню, они убьют и Гана. И вот в этом мире появился Роланд. Это был последний потомок Эльда, а со смертью рода Башня падёт. Тогда Алый Король послал своего эмиссара, Мартина/Флэгга. Но Башня защищала Роланда и отправила его в путешествие в Меджис. Цель путешествия была возродить линию Эльда. Роланд должен был найти девушку, которая была предназначена ему Ганом и породить потомка, который продолжил бы его миссию. Пока потомки Роланда были бы живы, Башня была бы цела. Но тут произошёл сбой. Роланд не смог спасти Сьюзен и предал её (и её нерождённого ребёнка) сознательно ради Башни. Видя это, Ган наказал Роланда, подарив ему бессмертие и одновременно обезопасив этим Башню от разрушения. Роланд обречен вечно ходить к Башне по кругу, пока он не сможет зачать и породить потомка, могущего её окончательно спасти. В последнем путешествии ему очевидно удалось сделать это, в книге есть намёк, т.к ему вернули Рог Эльда, символ рода потомков Артура Белого. Скорее всего сыновья родятся и у Розалиты Муньос, и у Ирен Тассенбаум. Кроме того Роланд возвратился назад во времени и отнял миссию хранения у Кэлвина Тауэра. Таким образом, петля времени разорвана, и хранителем в мире Земли должен стать другой потомок Эльда, а не Тауэр.

Смысл пятый. Религиозно-языческий. "Роланд как Хранитель Равновесия".

В рамках этого смысла Роланд представляет собой не просто потомка рода хранителей Башни, а человека, чья судьба была предопределена до его рождения двумя силами - Алым Королём и Ганом. Поэтому его судьба такая запрограмированная. Он - сын/потомок обеих сил, Алого Короля (сила Хаоса) и Гана (Сила Порядка). Одна сторона мечтает сохранить Башню, а друга разрушить. В данной интерпретации Роланд не является сыном Стивена Дискейна. Роланд - сын Флэгга (который был потомком Алого Короля), рожденный от незаконной связи, а мать Роланда происходит из линии хранителей, восходящей к Артуру Эльду, который был сыном Гана, родившимся также незаконно. Поэтому Роланд постоянно чувствует и свою благость и жестокость как две черты. Он - убивает людей, спокойно предаёт друзей и он же способен видеть в людях добро, творить это добро и мечтать о великой цели. Ган побуждает Роланда идти к Башне, а Алый Король (Los) побуждает Роланда отступить от предназначения, но достигает только того, что Роланд убивает и предаёт своих друзей, мать, любимую невесту и нерожденного сына. Поэтому Роланд может прийти к Башне, войти в неё, но пройти её до конца не в силах, т.к. его останавливает та часть Алого Короля, которую никто не в силах стереть. Она символизирует часть души Роланда, которую занимает его дед Алый Король. Мордред, созданный Алым Королем от крови Роланда не может убить Роланда, т.к. ему (Мордреду) не удалось подавить начало Гана (порядка и блага). Ган же в конце платит Роланду злом за зло, отправляя его назад. В этом варианте Рог Эльда символизирует то, что Роланду удастся изнать из себя проклятие Алого Короля и тогда он сможет прийти к Гану и Ган даст ему покой и забвение в долгожданной смерти.

Смысл шестой. Христианско-искупительный. "Роланд как символ человечества или кающийся Мессия".

Роланд в этой интепретации предстаёт не как простой потомок Эльда, а как представитель сил Добра и Блага, верующий сторонник Бога и символ грешного человечества. Бог искупает грехи людей Земли, воплощаясь как Христос, а Роланд должен восстановить справедливость в мире Земли и в Срединном мире. Но с самого начала Роланд подвергается искушениям со стороны Алого Короля, который символизирует отца зла. Эти искушения таковы. Первое искушение - это искушение гневом. Стань взрослым Роланд, получи власть из рук учителя. Что если надо убить своего друга-ворона и сделать учителя на всю жизнь инвалидом - это того стоит. Зато можно получить возможность воздать по заслугам волшебнику Мартину. Роланд идёт и результатом становится изгнание. Второе искушение - это искушение славой. Первый из рода Эльда ты достигнешь Башни и дойдёшь до её вершины. Но для того, чтобы дойти до вершины - откажись от невесты, пусть идёт куда хочет, забудь свои клятвы вечной верности, предай её и как любимую, и как друга. Роланд соглашается и видит, как Сьюзан сгорает в пламени. Третье искушение - грех гордыни. Только ты, Роланд, можешь дать своей матери шанс на прощение. Сама мать не может искупить свои грехи. Поэтому иди к ней. Роланд идёт и мать погибает (кстати, выясняется, что она заранее знала всё это). Роланд забыл о своих грехах. "Роланд, ты искупил свою вину, войди в Башню" (говорит ему его совесть). Но мы не видим, чем Роланд искупил свою вину. Да, он хотел умереть вместо Джейка, да он не хотел отпускать Сюзанну. Но побеждены ли оказались гнев, гордыня, желание славы? Нет. Роланд 1) По прежнему не даёт врагам никакой пощады, только смерть их, даже безоружных, его удовлетворяет. 2) Он по прежнему желает войти в Тёмную Башню не чтобы спасти её, а чтобы "посмотреть что внутри", "достичь вершины". 3) Он по прежнему решает за других кому жить, а кому умирать. Он убивает "дитя Родерика", даруя ему "покой". Он решает пожертвовать собой вместо Джейка не только из сострадания, а потому, что ему невыносимо думать, что он является марионеткой в руках его создателя (Кинга). Он стремится удержать Сюзанну потому, что ему, лично ему, страшно прийти к Башне. Но "молиться Башне", "просить прощенья"? Ни-ког-да! "Я верю в Башню, но молиться ей не буду". Поэтому он приходит к Башне запятнанный тройным преступлением (убийство любимой, матери, рожденного, пусть и монстра, сына) и тройным грехом (гнева, славы, гордыни). Он не может войти, но т.к. он хотя бы частично ощутил груз вины и творил добро, ему даётся шанс на прощение - Рог Эльда. Этот Рог откроет перед Роландом не свиток преступлений его жизни в форме Башни, а настоящую Башню, где на вершине будет другая дверь, в которую он войдёт и переместиться во времени туда, где сможет исправить зло, которое причинил близким людям. Надеюсь, что эта дверь будет называться "Сьюзен".

Всё. Решать вам, уважаемые читатели. Возможно, Вы найдете там ещё больше смыслов. Я нашёл только эти. Моё определение шедевра таково: шедевр - это то произведение, прочитав которое сомневаешься, где ты - на небе, на земле, внутри себя или вне себя. Весь цикл - шедевр, а эта книга - тем более.

Комментарии


Потрясающее произведение. Читаю третий раз. Каждый раз открываю для себя что-нибудь новое. Я так полагаю - С.Кинг отобразил в "Темной Башне" часть своей души, а может и всю душу...


Ваша рецензия лучше всей эпопеи )


Это одна из самых мощных рецензий, что я читала!


Огромное спасибо вам за рецензию, одна версия лучше другой! Мне особенно пришлась по душе та, где Роланд должен породить потомков )


> где ты - на небе, на земле, внутри себя или вне себя.

всюду одновременно.

Спасибо! Многое сняли с языка. Мне ближе всего первая интерпретация, именно так я Башню и воспринял. Кинг дает намеки в последнем томе: это тройка ид-эго-суперэго, в первую очередь, что говорит именно о внутренней метафизической интерпретации и поиске Истинной Самости. В этом случае, Алый Король символизирует ложную самость, эго, нафс, ветхого человека традиционных аскетических систем. Плюс к этому, во-первых, сам термин "растворение" или "стирание эго" достаточно распространен, а во-вторых, глаза Короля, которые остаются, туда же: нельзя полностью стереть эго, находясь в тварной телесной оболочке, ибо узы эго-ума - это свойство тела, и дживанмукта, окончательно освобожденный в восточных традициях, становится таковым лишь после физической смерти. А до этого он вынужден смотреть этими глазами, хоть и Башня уже вот-вот, коснуться можно.

Любопытно, что, перечитывая "Штурмуя небеса", я наткнулся там на наркотические видения некого человека, который видел некое место с тысячей солнц и некую стоящую по центру Башню. Происходило это задолго до написания всего цикла.
Просто вспомнил.