Больше рецензий

19 ноября 2023 г. 23:48

241

4.5 Трансёрфинг реальности и Босх

К идее всё-таки почитать "Владыку Ледяного Сада" я шла года три. У меня вообще есть некоторое предубеждение против циклов больше, чем из трёх томов, а тут их вроде бы целых четыре, да ещё и все довольно плотненькие. Но потом я основательно познакомилась с автором по другим произведениям - и окончательно уверилась, что с ним у меня очень совпадает представление о прекрасном, так что велик шанс, что будет хорошо.
Что же, мне было хорошо, и это радует. На месте всё, что мне у Гжендовича нравится, от слегка социопатических комментариев героя об окружающей действительности до увлекательно закрученного сюжета, в котором некоторое небольшое событие оказывается только предлогом для того, чтобы погрузиться в бездну проблем.
И даже в ней утонуть.

Изначально завязка кажется простой и отчасти повторяет традиционные клише всех книг о попаданцах: вот есть человек, а вот есть чужой неправильный мир, где он оказывается против своего желания, а дальше должен выжить и ещё желательно исполнить великую миссию. Главному герою, Вуко Драккайнену, к счастью, не надо спасать мир (ну вроде бы), а требуется всего лишь выяснить, куда продолбалась научная экспедиция, которая перестала подавать признаки жизни. Ну и по возможности прибрать бардак, наверняка после неё оставшийся.
Однако довольно быстро выясняется страшное: и что с экспедицией ничего непонятно, и с действительностью вокруг ничего непонятно, и что делать дальше, тоже непонятно. Так что он отправляется в путь, искать своих пропавших учёных и заодно пытаться понять, что с Мидгардом не так.

А не так с ним всё.

Местный лор прописан довольно затейливо. С точки зрения руководителя миссии, говорящего об этом несколько неловко, в Мидгарде действует магия, но Вуко, человек максимально материалистического мировоззрения, соглашаться с этой идеей совершенно не хочет и упорно ищет всему логичное объяснение, завязанное на логике и физических законах, а не на непостижимых материях. Метания его выглядят и занятно, и несколько пугающе, потому что "галлюцинации" очень быстро оказываются физически опасными. Ну или хотя бы вполне осязаемыми - появился же откуда-то конь.

Законы этой местной магии, мягко сказать, размыты. Причём, похоже, в них не въезжает не только Вуко, который пришелец и спросу с него немного, но и местные, которые на всё пожимают плечами - "война богов". Каких богов, для чего богов, откуда богов, что эти боги делят - да кто бы, в общем-то, знал. Более-менее ясно то, что магия, ну или чем бы не была эта сила, как-то привязана к урочищам, но, может, она и оттуда выползает, когда ей надо, а ещё ей можно управлять, делая странные вещи. Кто-то уводит детей в плен с помощью музыки, кто-то делает каменные статуи размером с небоскрёб, кто-то превращает людей в деревья, и всё это реализуется как будто бы чистым желанием, без всяких там рун и волшебных посохов.
Нет, в принципе, удобно. Трансёрфинг реальности на полную мощность, божественный статус без перехода в постчеловеческую форму, сплошные плюсы.
Вокруг, правда, творится безумие и жить неудобно, но приходится мириться с этими незначительными неудобствами.

В повествовании разбросано и развешано очень много сюжетных линий, которые повисают в воздухе, причём на них специально сконцентрировано внимание, Вуко прямо-таки проговаривает эти вопросы сам себе: почему корабли одинаковы до щербин на досках, почему к нему привязался ворон, который разговаривает, почему никто не видит его собеседника-торговца, почему в холодном тумане он не всегда что-то замечает, почему, в конце концов, именно Босх, мало ли художников, которых можно воспроизводить в реальности.
Очень много действия: несмотря на то, что по сути своей Вуко играет роль детектива и поисковой собаки одновременно, большая часть книги посвящена скорее яростному экшону, в котором ему приходится нарубать мечом красивую нарезку из чудовищ и агрессивно настроенных местных граждан. Несмотря на улучшенный организм, сверхтехнологичную амуницию, только стилизованную под местную работу, и органический компьютер в голове, спецназовец периодически огребает от фауны так, что приходится долго страдать и думать, что в цивилизации было лучше.
И как бы сложно поспорить, действительно, скорее всего, лучше.

Посреди происходящего проявляется ещё одна арка, императорского сына, который в лучших традициях классического фентези делает заход "а сейчас я вам расскажу, как дошёл до жизни такой" - и начинает рассказывать о себе буквально с рождения. Спасибо, что своего, а не прадеда, потому что, на мой взгляд, эти две главы о наследнике, который перестал быть наследником, не очень-то и интересны. Они ни к чему не стыкуются в основной сюжетной арке, которая про земных учёных, появляются из ниоткуда и ведут в никуда, а весь выхлоп можно сократить до драматичного "империя пала".
И что?
Я, собственно, об этой империи ни сном, ни духом, в рассказах Вуко она тоже не фигурировала, какое мне дело-то, мало ли тех империй на фентезийных просторах.
Скорее всего, арка тоже должна сыграть свою роль где-то потом, но конкретно в этом томе она выглядит скорее лишней.

Текст изрядно расцвечен огромным количеством отсылок, да временами и прямых заимствований, из различных мифологий и массовой культуры, причём Гжендович, цитируя "Старшую Эдду" и окрещивая ворона Невермором, этого ни разу не скрывает. Я не до конца осознала, являются ли все угаданные мной образы чем-то важным и можно ли проводить параллели между событиями германо-скандинавского эпоса и грядущими событиями романа, но, в любом случае, это было хорошо, я такое люблю. Несмотря на то, что автор гнёт мифы в любую сторону, куда ему нужно, сделано это добротно.

Финал настолько странный, галлюциногенный и туманный, что вызывает куда больше вопросов - ну и служит прямой рекомендацией читать следующие части, не без этого. Неожиданным образом он сильно напомнил мне концовку "Карантина", в которой из-за поломавшегося эффекта наблюдателя мир начал сходить с ума, легко тасуя вероятности и возможности без всякой оглядки на здравый смысл. Мне, в целом, понравилось, и где-то в глубине души я даже подозреваю, что именно такое объяснение местным спецэффектам может оказаться правдивым, потому что неплохо связало бы между собой чисто фантастическую и чисто фентезийную части одного романа.

Кроме того, в финале откуда ни возьмись выскакивает любимая Гжендовичем (а я знаю, я прочитала уже, кажется, все его внецикловые произведения) социальная критика, однако на этот раз с непривычной позиции: а что будет делать человек, у которого больше нет никаких сдерживающих ограничений, если ему в руки попадает инструмент, позволяющий плавить окружающую реальность. Как правило, ничего хорошего, и печальный результат мало зависит от того, является ли этот человек учёным с мировым именем.
Хотя, скорее, это обстоятельство можно даже счесть отягощающим - у человека с хорошим образованием фантазии хватит на большее.

Единственное, что меня традиционно сильно раздражало - повествование от первого лица, я его просто страшно не люблю, в "Ночном страннике" же случилось бинго. Это не просто рассказ от первого лица, это два рассказа, и оба от первого лица, из-за чего местами было невозможно отделаться от ощущения, что читаю я дневник душевнобольного, у которого есть ещё пара личностей в запасе. Самые приятные для меня моменты были, когда повествование переключалось на комплексное "Вуко и цефрал", становилось внешним и велось от третьего.
Вообще все эти стилистические эксперименты мне как-то не очень близки, и я так и сомневаюсь, что здесь они были оправданы, хотя абстрактно авторскую задумку понять, наверное, могу. Но можно было бы обойтись и без.

Несмотря на то, что к фентези я в целом отношусь более прохладно, чем к фантастике, и не была уверена, что эта эклектика мне зайдёт, всё же да, всё же зашло, и это прекрасно. "Ночной странник" - такой себе бодрый остросюжетный боевик в псевдосредневековых декорациях, весь пропитанный духом мрачных загадок и безысходности от непонимания местных законов. Именно атмосферой и авторским стилем он мне прямо понравился, и я точно буду читать цикл дальше.

PS Где ледяной сад-то. В саду земных наслаждений никакого льда не валяется, что за обман ожиданий.