Больше рецензий

papa_Som

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июня 2014 г. 12:12

2K

5

Возможно, что под священной легендой и покровом жизни Иисуса скрывается один из самых болезненных случаев мученичества от знания, что такое любовь: мученичество невиннейшего и глубоко страстного сердца, которое не могло удовлетвориться никакой людской любовью, которое жаждало любви, жаждало быть любимым и ничем, кроме этого, жаждало упорно, безумно, с ужасающими вспышками негодования на тех, которые отказывали ему в любви; быть может, это история бедного не насытившегося любовью и ненасытного в любви человека, который должен был изобрести ад, чтобы послать туда тех, кто не хотел его любить, и который, наконец, познав людскую любовь, должен был изобрести Бога, представляющего собой всецело любовь, способность любить, который испытывал жалость к людской любви, видя, как она скудна и как слепа! Кто так чувствует, кто так понимает любовь - тот ищет смерти...

Если бы мне предложили угадать перу какого философа принадлежат эти строки, то вероятность предположить, что это Ницше, равнялась бы нулю, ибо я ждал чего-то (и только) такого:

Человек, это многообразное, лживое, искусственное и непроницаемое животное, страшное другим животным больше хитростью и благоразумием, чем силой, изобрел чистую совесть для того, чтобы наслаждаться своей душой, как чем-то простым; и вся мораль есть не что иное, как смелая и продолжительная фальсификация, благодаря которой вообще возможно наслаждаться созерцанием души.

Вообще-то, данное произведение ценно не своими ответами, а теми вопросами, которые ставит автор перед самим собой и читателями, как его современниками так и европейцами следующих поколений. Вопросы эти очень интересные, неожиданные, острые, не очень приятные, но могут заставить надолго задуматься, а после размышлений даже скорректировать своё мировоззрение в ту или иную сторону.
Может ли злой быть счастливым?
Может ли мораль быть не истинной, а истина - аморальной?
Возможно ли добро без зла?
Бог и мораль - это единое или противоположное?
Религия - это волеизъявление или волеотрицание?
Должен ли философ сопоставлять свои теории с нормами морали?
Что такое философия Новой эры?

И это лишь малая толика того, о чём Ницше размышляет. Помимо морали и философии, он пишет о демократии, религии, музыке, литературе, любви, честности, аристократии, будущем Европы, о сути немецкой нации, отношениях мужчин и женщин, феминизме, нигилизме и даже о России:

... но величайшей и удивительнейшей силы достигает воля в том огромном срединном государстве, где как бы начинается отлив Европы в Азию, - в России. Там сила воли откладывается и накопляется с давних пор, там воля - и неизвестно, воля отрицания или утверждения, грозно ждет того, чтобы, по излюбленному выражению нынешних физиков, освободиться. И не только индийские войны и осложнения в Азии нужны для того, чтобы Европа освободилась от своей величайшей опасности, нет, для этого необходимы внутренние перевороты, раздробление государства на мелкие части и прежде всего введение парламентского тупоумия с присовокуплением сюда обязательства для каждого читать за завтраком свою газету. Я говорю так не потому, что желаю этого: мне было бы больше по сердцу противоположное. Подразумеваю под этим такое усиление грозности России, которое заставило бы Европу решиться стать в равной степени грозной, т. е. посредством новой господствующей над ней касты приобрести единую волю, долгую, страшную собственную волю, которая могла бы назначить себе цели на тысячелетия вперед, - чтобы наконец окончилась затяжная комедия ее маленьких государств, а также ее династическое и демократическое многоволие. Время мелкой политики прошло: уже грядущее столетие несет с собою борьбу за господство над всем земным шаром...

Слог и стиль изложения великолепны и выдают в Ницше (даже читателю, незнакомому с его биографией) профессионального филолога. Оценки немца точны и полны, как по сути, так и по её выражению. Вот так, всего в несколько слов, описано то недоумение, которое, зачастую, вызывает у христиан чтение Библии, и которые задаются вопросом: "Как может быть Бог абсолютным Добром, если он призывает убивать, велит убивать и убивает сам?"

"Склеивание" двух книг (Ветхого и Нового Завета) в одну - самый тяжкий грех против духа, который имеет на своей совести литературная Европа...

Читать или не читать "По ту сторону добра и зла"? Я не знаю, но, как и более раннее произведение немецкого философа, оно "для всех и ни для кого". Решайте сами...