Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июня 2014 г. 15:42

449

4.5

После того, как Колумб неосторожно открыл Америку, отправившись в путь за несметными сокровищами Индии, в Европе не стало покоя. И хотя на одного благополучно вернувшегося домой конкистадора приходились десятки (сотни?), погибших от голода, клыков ягуара или укуса какой-нибудь твари, жестокой лихорадки, бродящей по льяносам, ранения в бою, индейской стрелы из засады, удара ножа в пьяном угаре трактира или в тёмной подворотне какой-нибудь дыры, гордо именуемой городом... - "десять тысяч смертей приходится здесь на одну в Европе" - богатство и рассказы счастливчиков смущали, соблазняли, возбуждали. И понеслась конкиста. Да так понеслась, что там, наверху, едва успевали принимать души умерших. В основном индейцев, конечно. Жажда наживы и обогащения? Жажда безнаказанности? Жажда приключений и открытий? Как по мне, скорее первое и второе, чем третье, хотя образ Филиппа фон Гуттена как раз доказывает, что не всё так однозначно. Ему, последнему рыцарю и романтику, родиться бы лет на двести раньше...

Одно понятно - страсти сжирали конкистадоров так же беспощадно, как и ягуары. Отсюда - эта потрясающая порой немотивированная, а порой вполне осознанная жестокость. Говорящих эпизодов в романе полно, но больше всего впечатляет даже не каннибализм (инстинкт самосохранения не вытравишь, а после нескольких лет в джунглях социальные табу несколько ослабевают), а то, как доктор приказывает переодеть индейца в одежду раненного губернатора и ударить копьём в то же место, чтобы потом рассечь грудную клетку и попытаться понять, как именно лечить раненного. Или то, как в реку загоняют сотню индейцев, а после того, как вода окрашивается красным, её судорожно переплывает испанская конница. Для недогадливых ключевое слово: пираньи. И, собственно, чему удивляться - папская булла о признании наличия души у индейцев будет принята только в 1537 году.

Вообще, "Луна доктора Фауста", несмотря на оккультное название, латиноамериканское происхождение автора и непонятное издание в серии "магический реализм", оказалась неожиданно блестящей попыткой понять и осмыслить феномен конкисты, что, собственно, отличает хороший исторический роман от посредственного, акцентирующего внимание на внешней событийности.

Более того, в романе выведен один из самых любопытных, пожалуй, эпизодов испанских завоеваний Нового Света - небольшой (и прямо скажем, мало известный) отрезок в чуть менее 20 лет (1528-1546) немецкого владычества в Венесуэле. Как и отчего немцы - расскажет сам автор на первых страницах. Я же только восхищусь документальностью романа, целиком созданного из свидетельств эпохи, и грамотным построением - ох и не зря добрая треть романа о Венесуэле посвящена событиям в Европе. Рассказывая предысторию основных событий и постепенно вырисовывая образы главных героев, Франсиско Эррера Луке попутно создаёт и необходимый фон для понимания того, чем жили и кем были конкистадоры. Поэтому странный на первый взгляд акцент на ведовстве и охоте на ведьм - отнюдь не случайная прихоть автора, а составной кирпичик в здании менталитета человека XVI века, склонного впадать в мистические настроения (если не жить в них постоянно). Эта лёгкая внушаемость в некоторой степени объясняет и убеждённость европейцев в том, что за океаном их ждут молочные (=золотые) реки и кисейные (=серебряные) берега. Это объясняет, почему каждый новый губернатор Венесуэлы, едва прибыв на подопечную территорию и окинув взором жалкое состояние колонии, сколачивал очередную экспедицию и срывался в непроходимые джунгли, кишащие опасностями, и пропадал на несколько лет, а кто-то - и навсегда. Волшебный сон, сладкая мечта об Эльдорадо, подпитываемая удачливостью Писарро в Перу и рассказами индейцев, убедительно тыкавших пальцами куда-то на юго-запад... Удивительно, но золотой город так никто и не отыскал, хоть Филипп фон Гуттен и его отряд в несколько десятков человек, кажется, видели его собственными глазами. Но на мечтателе Гуттене история немецкой Венесуэлы обрывается, а последующие губернаторы оказались материалистами, склонными возводить города, заселять поля и не выкидывать людские ресурсы на соблазнительные фантазии.

Ветка комментариев


А дело не в цивилизованности. Тарзан просто не испытывал такого чувства голода.