Больше рецензий

24 июня 2014 г. 01:39

294

4

Я уже много лет живу в Москве, но не знаю кто главный московский краевед. Зато в Питере даже думать не надо - это Лев Яковлевич Лурье, человек который в свободное от учительства (он завуч им же созданной школы) время делает документальные фильмы, пишет статьи и вообще работает честью и совестью города.
В книге «Без Москвы» Лурье рассказывает про историю Петербурга (а про что же еще?) на протяжении всего XX века. Историю о том как "столица империи превратилась в город с провинциальной судьбой» (образ еще одного питерца Даниила Коцюбинского) автор рассказывает от 1912 года и до Путина с Полтавченко в основном через судьбу интеллигенции. Едва ли не единственного, что осталось у города с утратой столичной функции ( и до внезапного усиления в 2000-е), просто потому что у столицы всегда были деньги. У Ленинграда денег не было (даже первые годы после войны средства шли на воссоздание прошлого, а не на людей, а потом было ленинградское дело и все стало совсем плохо), зато было неплохое образование и время. Именно потому хранители Павловска приходили в 20-е как простые рабочие, а к 1941 году они уже знали досконально всю коллекцию не только своего музея, но и всего мира (разумеется, по фотографиям. На Запад их никто бы не выпустил, да они бы и сами не поехали).
В общем, книга Лурье это книга про тех кто даже в не самые благополучные времена посвятил всего себя Делу и культуре.
Впрочем, на место бедности в Петербург пришел успех, когда половина руководства страны оказались родом из города на Неве. Этот феномен Лурье также пытается объяснить, но будучи уже не столько наблюдателем, сколько участником, он занимает некоторую политическую позицию, что сильно снижает ценность этого куска книги.

В общем «без Москвы» стоит читать хотя бы для того, чтобы понять нестоличную стратегию выживания в неблагоприятные времена и узнать чуть больше про то как создавалась идентичность отличная от Москвы.

Впрочем, большая часть текстов книги была в свое время экранизирована самим Лурье в рамках цикла документальных фильмов «Культурный слой», так что визуалы могут обратиться прямо к фильмам.

Кстати, на вопрос о названии сам Лурье честно признавался, что ему просто очень хотелось увидеть такой заголовок. Ну, в общем, вполне возможно жить «Без Москвы» и даже «Иначе чем Москва» и при этом оставаться человеком.