Больше рецензий

12 ноября 2023 г. 16:13

236

5 "...Сыну Лаэрта богами назначено в дом свой вернуться", Или бытие-в-мире Одиссея

Пройден ещё один этап на пути к "Улиссу". В этот раз гордости я не чувствую, поскольку осознаю, что "Одиссея" - это гипертекст, многослойный, глубокий и сложный в интерпретации, и я (даже при всей своей внезапной любви к Гомеру) могу плавать в этом безумно красивом сочетании букв и смыслов лишь на самой поверхности, ныряя на секунду, разглядывая подводные миры, но снова и снова всплывая за глотком воздуха.

О чем же "Одиссея" ? О "мно­го­опыт­ном муже", царе Итаки, который 10лет воевал за честь ахейцев, а затем ещё 10лет пытался добраться до дома. Одиссей, оберегая память о родной Итаке, спасался от лотофагов, побывал в краю кровожадных великанов и диких циклопов, во дворце богини колдовства Цирцеи, 7лет прожил с нимфой Калипсо, спускался в Аид за пророчеством, выбирал между Сциллой и Харибдой. И даже будучи любопытным путешественником, который невероятно любит море, Одиссей тосковал о покинутой жене Пенелопе и сыну Телемаху. Пенелопа тем временем хитростью спасалась от стаи наглых женихов, а Телемах, мечтая встретить отца живым, отправился на его поиски.

Конечно, с точки зрения современного человека, можно усомниться в искренности Одиссея, ведь человек, жаждущий попасть домой, не станет задерживаться на разных островах, гостить неделями у царей и (по некоторым данным) заводить детей с нимфами. Но поэму не стоит воспринимать так буквально, ведь само по себе путешествие Одиссея - просто сказка, за слоем которой скрывается повествование о становлении личности.

Встречала мнения, что в античной литературе отсутствует психологизм, что герои статичны и от того картонны, что читать такое ужасно скучно, сложно, и, вероятно, бессмысленно (Одиссей - вообще придурок и убийца, а Пенелопе на старости лет неплохо бы выключить режим ждуна..no comments). Абсолютно не согласна и могу это аргументировать.

Л.Бинсвангер, психиатр и один из основоположником экзистенциальной психологии, писал, что человек, существуя в мире ("бытие-в-мире"), стремится выйти за его пределы ("бытие-за пределами-мира"), что лишь задействуя весь свой потенциал и активность, человек способен проживать свою подлинную жизнь. Ж.-П.Сартр считал, что существование предшествует сущности, т.е. сначала человек "забрасывается" в холодный и чуждый мир, изучает его и себя и только потом определяет свою истинную природу и сущность. То есть, личностью человек становится, совершая поступки, делая выбор, принимая ответственность за него. Невозможно по-настоящему определить "кто ты есть", будучи просто функцией и набором социальных ролей.
Это всё прекрасно отражено в путешествии Одиссея.

После кровожадной войны, где герой проявляет не только лучшие качества, но и самые худшие, низменные, Одиссей как бы обнуляется, называя себя "никем" на острове циклопов. Затем, оказавшись у Цирцеи, спутники Одиссея волей богини превращаются в свиней. Вероятно, это наказание за то, что в очередной раз они забыли о своём доме/роде, т.е. о том,кто они есть. А если человек забывает о своей сущности, то становится ни кем иным, как животным.
Далее Одиссей спускается в царство Аида, что может символизировать как буквальную смерть, так и смерть духовную, падение на самое дно, откуда можно и не выбраться. Однако герою удаётся "переродиться", встретившись с призраками прошлого, приняв это прошлое и ответственность за свои решения.
Позднее команда Одиссея встречает сладкоголосых сирен. Герой заботится о своих спутниках, затыкая им уши воском, но сам желает услышать песни мифических существ. На мой взгляд, этот эпизод символизирует ежедневные риски, отсутствие стабильности, ведь жизнь - очень непредсказуема, опасна, но вместе с тем ужасно интересна. Каждый день любой из нас рискует забыть и о планах, и о самом себе, поглощённый сиюминутными удовольствиями и внезапно свалившимися проблемами.

Когда корабль Одиссея проплывает между монструозными Сциллой и Харибдой, герою приходится выбирать между злом и злом абсолютным, жертвуя в итоге спутниками. Иногда в жизни так и случается - выбор без выбора, который остаётся только принять и смириться с последствиями.

Затем Одиссей, одинокий и обессиленный, попадет к Калипсо, которая удерживает его 7 лет. Тьма, тоска по дому и несбывшимися надеждам, отчаяние. Экзистенциальный вакуум. Жизнь, которую герой не выбирал, обстоятельства которые сильнее его. 7 лет, чтобы осознать свои истинные желания, переосмыслить содеянное и пересмотреть шкалу ценностей. И даже соблазн стать бессмертным не радует Одиссея, потому что вечность в таких условиях - сплошное мучение.

Возвращение Одиссея в Итаку в виде убогого старца, в которого превратила его богиня Афина, символизирует, на мой взгляд, мудрость, которая отражается на морщинистом лице героя. Острота ума и, одновременно, немнощность говорит о том, что опыт, к сожалению, не может обогнать само время. Да, позднее Афина, конечно, превращает его обратно в красивого мужчину, дарит вторую молодость и его жене Пенелопе, однако, это всего лишь метафора обретению нового смысла на закате жизни.
Да, Одиссей возвращается на Итаку мудрым старцем, но по сути, он всё ещё никто, утративший статус, славу и даже отрицающий свою героичность.
Убийство нечестивых женихов, которые сватаются к Пенелопе и разграбляют их имущество, завершает путешествие героя к обретению самого себя.

И снова выскажусь отдельно о богах. В "Илиаде" Гомер чётко указывает на главенство жителей Олимпа, на то, что оба народа были просто куклами в руках мстительных богов. В "Одиссее" же сам Зевс удивляется тому, что люди вечно клевещут на богов, хотя сами творят безумства. Эта строчка порождает сомнения относительно авторства второй поэмы. Давно известно, что существование Гомера вообще ставится под вопрос. Но дело в другом. "Илиада" и "Одиссея" отличаются не только по стилю написания, но ещё и в смысловом плане. В "Одиссее", на мой взгляд, боги - внутреннее порождение героев, часть их психики, субличности. Одиссей будто бы умён и хитёр не сам по себе, а под влиянием богини Афины. А все злоключения Одиссея после победы на Троей, его тоска и отчаяния могли быть последствиями синдрома выжившего, а не гневом Посейдона за ослепление его сына циклопа.

Конечно, всё это - лишь мои догадки, интерпретации литературоведов и филологов. Сводить всю прелесть античного повествования Гомера к современным трактовкам - дело полезное для собственного интеллекта, но бессмысленное с точки зрения вечности. Потому что все мы - смертны, а битва под Троей и одиночество Одиссея, дрейфующего по морю, - нетленны.