Больше рецензий

7 ноября 2023 г. 22:58

359

4 2 героя, 10 рассказчиков и 164 ссылки

Магический реализм, псевдодетектив и философский роман с регулярными ловушками для читателя

Когда читать: для медленного вдумчивого чтения. Лучше не прерываться лишний раз - растеряете суть. Не подойдёт для прослушивания в виде аудиокниги  - легко запутаться в рассказчиках. Есть намёк на ЛГБТ и секс с несовершеннолетним.

Время чтения: 8 часов.

Сюжет. Саша - якобы ведьма, Лу - якобы инспектор полиции. Они одиноки, нелюдимы, чудаковаты и увлечены мифами. Иногда это мифы о самих себе.

Герои. Главных двое, второстепенных не упомнить, да и в этом нет особого смысла. Имён слишком много, чтобы придавать им значение.

Язык. Напоминает стихи. Богатый, с бесконечным количеством отсылок мировой литературе и подстрочными ссылками к мифологии, культуре, фольклору кельтов, валлийцев, греков римлян, ирландцев. Иногда приходится гуглить слова. Рассказ ведётся от имени нескольких героев, каждому присуща своя манера. У Лу - это дневник, поток сознания с традиционным отсутвием пунктуации, который призван сократить расстояние между героем и читателем, но на деле вызывает у меня лишь отторжение, как кавардак среди порядка. Хронология нарушена, читателя то забрасывает в прошлое, то в настоящее и каждый раз это сюрприз.

Мир. В основном Уэльс с 1979 до 2008.

С магическим реализмом у меня отношения натянутые. Я ищу вау-эффект, но вместо него каждый раз упираюсь в то, что мне чего-то не хватило, какого-то удивления, поворота, финального твиста.

Для меня это книга о мифах о самом себе и том, как вымысел сливается с правдой. Герои прячутся за легендами, чтобы сделать настоящее чуть более терпимым, и движутся от потери себя в начале книги к обретение ближе к концу.

Порой мне казалось, что под одной обложкой собрано слишком много литературных приемов, но мастерство автора тут бесспорно. Так писать - это огромный талант, но оценить смогут только те, кто влюблен не в сюжет, а в текст как произведение искусства.

История увлекла меня страниц через 70, когда я перестала читать подстрочные ссылки. Бесконечные отсылки требуют от читателя превосходной подготовки и терпения, иначе чтение превращается в разбор мифологии и вникание в мудреные сравнения. Моего уровня образования не хватило, чтобы наслаждаться интеллектуальным компонентом, но хватило, чтобы понять, как трудно собрать воедино все эти нити.

Ловушки в тексте расставлены мастерски, от них захватывает дух. Ты будто идёшь по канату, а мир вокруг вертится волчком. Добраться до слоя реальности трудно, ещё труднее понять, где правда, а где обман.

Лена Элтанг доказывает, что писатель может писать о неродной культуре, культуре, с которой он знаком только как гость, и при этом не быть смешным, неточным, нелепым.

Оцените искусство слова, игнорируйте ссылки и двигайтесь по сюжету медленно - магия "Кленов" действует только так.