Больше рецензий

garatty

Эксперт

Дилетант Лайвлиба

16 июня 2014 г. 15:26

2K

2

Как-то чересчур слабенько для признанного гения. Самое интересное, что было в этом сборнике рассказов это биографический очерк Эдгара Аллана По. Жизнь он прожил выдающуюся, наполненную болью и страданием, она действительно впечатляет и даже поражает. Она гораздо интересней любого из его рассказов.

Было что-то он фанфаронства в нарочито усложненном языке некоторых работ, что мне показалось абсолютно ненужным и даже пошлым. В чем смысл чрезмерной интеллектуализации ряда рассказов, основанных к тому же на очень сомнительных, как видится в нынешнее время, теориях? Мне не доставляет никакого удовольствия чтение на протяжении нескольких страниц какого-нибудь математически-натуралистического предположения, очень основательного и всестороннего, но до боли скучного.

Хвалимое всеми «Убийство на улице Морг» не оставило никакого положительного впечатления, а абсурдная разгадка истории показалась какой-то несуразной. Никогда не любил, когда ответ на загадку выглядит нелепо и дурацки, нереалистично. Шерлок Холмс от Эдгара Аллана По, конечно, любопытен, но не более. Другие два продолжения «убийства» вовсе мало пригодны для чтения, особенно «тайна Мари Роже».

Действительно самые сильные рассказы носили мрачный или мистический характер – «Береника», «Морелла», «Ангел необъяснимого экстраваганца»… Особенно на этом фоне выделяется «Падение дома Ашеров» - стоящий рассказ и лучший из представленных в этом сборнике. В нем чувствуется жуть, испуг, перманентный страх. Всё, что требуется для хорошего мрачного рассказа. Очень неплохим мне также показался рассказ «Рукопись найденная в бутылке», любопытная история, а её недосказанность и финальная загадка были крайне уместны и произвели прекрасное впечатление.

А рассказ «Вильям Вильсон» практически двойник «Двойника» Достоевского. Идентичная идея и схожая реализация. У Достоевского мне только больше понравилось, так что опять мимо.

Невозможно отказать в остроумии «Дельца». Забавная задумка, которая, как мне кажется, не была доведена до ума. Из этой небольшой по объему истории получился бы неплохой фильм. Если эту историю дописать и немного осмыслить, то её киноизображение может оказаться удачным.

В целом же рассказы Эдгара Алана По произвели удручающее впечатление. Скучно и неинтересно. Если представить в процентом соотношении, то плохих рассказов было бы -85%, хороших – 15%. Пишут, что автор стал создателем формы современного детектива и оказал сильнейшее влияние на научную фантастику… Что ж я никогда не любил детективы. В научной фантастике разбираюсь плохо. Пожалуй я бы ничего не потерял, если бы воздержался от чтения работ Эдгара Аллана По.

Комментарии


В этой рецензии два раза упомянут Достоевский


Мне тоже одно время было до жути интересно почитать По, которого так хвалили. Первое под руку попалось "Убийство на улице Морг". Всё было очень любопытно и таинственно до момента разгадки. Она как-то разочаровала, как если бы убийцей был садовник :))
После этого желание читать По поубавилось, и он болтается в читалке до лучших времён.


Прекрасный писатель! Тот же Лавкрафт очень сильно ценил Эдгара По, в своем эссе именно его творчеству он уделил самое большое внимание. Самого же Лавкрафта ценил Борхес, который для всех нас не может не служить некоторым маяком в литературе и вкусе вообще. Для меня же По это еще и прекрасный поэт.Его прозу я люблю меньше, чем поэзию.Подумал...прозу люблю тоже, ну как не любить "Колодец и маятник"? По - гений, лишнее тому док-во его тяжелая жизнь и загадочная смерть.Все гении так кончают или почти все.( Это была шутка).

СНОВИДЕНЬЕ В СНОВИДЕНЬИ

Печально лоб целую твой,
Но прежде, чем прощусь с тобой,
Поведаю тебе одной…
Да, ты не зря твердила мне,
Что жизнь моя течет во сне,
Но, если нет надежды боле,
То — ясным днем иль при луне
Она ушла — не все равно ли,
Во сне ушла иль не во сне?
Все, что несут нам сон и бденье,
Лишь сновиденье в сновиденьи.
…Стою на берегу морском,
У ног — прибоя вечный гром,
И бережно держу в руках
Песчинок золотистый прах,
А он сквозь пальцы, как струя,
Стекает в море бытия —
И горько, горько плачу я!
О Боже! Что ж моя рука
Не может удержать песка?
О Боже! Где мне силы взять
Хоть бы песчинку удержать?
Ужели всё — и сон, и бденье —
Лишь сновиденье в сновиденьи?

Это прекрасно! И делайте со мной что хотите.(с)

Короче, рецензия хорошая, просто Эдгар По не для всех, как и сам жанр ужасов, о чем писал тот же Лавкрафт. Интересно, чтобы сказал на эту тему Кунц? ;)


>Шерлок Холмс от Эдгара Аллана По, конечно, любопытен, но не более.
>А рассказ «Вильям Вильсон» практически двойник «Двойника» Достоевского.

Сравните даты написания Холмса и Двойника с аналогичными рассказами По. Без Эдгара Аллана не было бы ни Конан Дойля, ни Достоевского, поэтому, сдаётся мне, как-то очень самонадеянно писать, что это рассказ По "двойник" рассказа Достоевского, а "Убийство на улице Морг" - рассказ "в стиле Шерлока Холмса", как будто это не наоборот.


Самонадеянно писать, что без Эдгара Аллана По не было бы Достоевского. Сомневаюсь, что Федору Михайловичу посчастливилось читать "Вильяма Вильсона" до написания им "Двойника". Я в принципе не уверен, что он вообще читал что-то из Эдгара Аллана По. Всё-таки последний стал известен в мире только после смерти, а в России стал популярен уже после смерти Достоевского. Я лишь указал на схожесть этих рассказов у писателей.
По поводу "убийства" и Шерлока Холмса, то я лишь аналогично указал на практическую идентичность главных героев, не более. А указание на то, что "убийство" в стиле Шерлока Холмса... ведь так оно и есть (всё-таки о Шерлоке Холмсе побольше написано и он пополярней будет), а то, что "убийство" написано было раньше, никто не отрицает (это было бы нелепо).


Достоевский был знаком с творчеством Эдгара Аллана По. Во вступительной статье к «Трём рассказам Эдгара По» Достоевский детально проанализировал представленные ему работы писателя. Признав за По большой талант, он увидел в нём «продукт своей страны», что являлось скорее претензией, чем комплиментом. Однако он также отметил поразительную силу его воображения, в которой была черта уникальная, отличавшая его от других писателей — сила подробностей...