Больше рецензий

Anapril

Эксперт

место для рекламы

1 ноября 2023 г. 12:06

330

5 Восставшее эго

Из тех историй, которые вмещаются между вдохом и выдохом, затянув в эту мистическую дыру часик-другой от твоего ночного сна. Да и стоит ли удивляться, что в старинных замках и реальность иная, и время протекает по-иному. А тут ещё и древний проклятый род тамплиеров.

Ощутила наслаждение, вернувшись к художественной литературе и - сразу такой. Тут и мастер-класс по стилю, умение средствами языка передать атмосферу так, чтобы читатель ощутил её чуть ли ни всеми пятью чувствами; и захватывающий сюжет; и есть над чем поразмышлять и даже подискутировать с психологической и философской точек зрения.

Ну, например. Делается акцент на движении по кругу, "всё возвращается на круги своя", "круг замкнулся" как у Ницше с его "вечным возвращением", которое тоже было названо кругом. И так же как в случае с ницшеанским кругом, тут можно поспорить по поводу точности сравнения тректории движения с оной геометрической фигурой: если каждый раз всё повторяется, но по-новому, значит это - не круг, а спираль. Развитие происходит по спирали. По кругу никакого развития нет. В принципе Ницше и говорит о возвращении по-новому, которое не всегда хорошо, ибо несёт с собой искажения изначального смысла. Но это сейчас к делу не относится. Здесь же явно речь идёт о круге, который замкнулся.

Как водится - и за последнее время я сталкиваюсь с этим уже в третий раз (до этого у Музиля и у Бальзака) - эта история делает акцент на одном герое как главном, но учитывая тех, кто рядом, и кто фатально повлиял на его судьбу, хочется оспорить, о ком именно эта история, ведь во много она о трагической судьбе его матери, хоть вконец и затерроризировавшей слуг и домочадцев.

Тут все - жертвы и невольные злодеи. Однако, Леонгарду, как последнему наследнику замка, представляется, что он преодолел родовое проклятье только на основании того, что восставшее эго дало почувствовать ему недюжинную силу, которой и сам враг рода человеческого нипочём. Преодоление - бесспорно. Собственной рабской психологии. Чтобы преодлеть проклятье рода, я бы предложила иной вариант развития событий. Забрать домой дочь и любить её, она же твоя. Но он дождался, что дочь скитается, превратилась в ведьму и проклинает его. Не успел преодолеть одно проклятье, заработал другие. Но нет, сам герой приравнивает преодоление раболепного страха и восставшего эго к победе над всеми невзгодами, а роду-то, собственно, конец... Таким образом эта история не восхваляет силу эго, а низвергает её. Такой вывод напрашивается, независимо от того, рассчитывал ли автор на такой эффект, или нет.

Ну и, конечно же, у Майринка не могли не фигурировать тем или иным образом древние фолианты, "пергаменты, испещрённые таинственными иероглифами, растрёпанные рукописи, от зловещей криптографии которых становится не по себе, какие-то, по всей видимости, редчайшие, инкунабулы, мрачные толстые гримуары в черных переплётах из свиной кожи с массивными медными застёжками...", - видимо, особая слабость автора. Вот и в "Големе" сам сюжет был связан с книгой мистического содержания Ibbur...