Больше рецензий

31 октября 2023 г. 14:38

304

3.5 Концовка разочаровала

Чем подкупает эта книга, так это атмосферой и каким-то уютом. События развиваются очень неспешно, что вызывает ощущение, будто мы сами на какое-то время приехали погостить в эти суровые красивые места, которые описывает автор. Будто мы приехали туда в отпуск и плывем вместе с этой неторопливой повседневной жизнью, полной тайн и загадок, по течению. Язык поначалу казался мне немного деревянным и односложным (возможно просто потому, что перед этим я читал классику с действительно летящим и поэтическим слогом), но потом я к этому языку привык и на самом деле он, наверное, очень даже неплохо подходит к такого рода повествованию.

Сам сюжет, пожалуй, достаточно избитый. Ну судите сами: Молодая семья переезжает в старый дом в каких-то отдаленных Богом забытых местах, на северный остров, где море такое суровое, холодное и злое, что складывается ощущение, что к нему лучше вообще никогда близко не подходить - сцапает, утопит, погубит. Рядом находятся два огромных маяка, на которые уже давно никто не поднимался, но один из которых все-равно светит, а другой ... тоже ... иногда. И, разумеется, про сам дом ходит множество легенд, что там обитают призраки и шепчутся в стенах по ночам и вскоре в жизни новых жителей происходит ужасная трагедия ... Согласитесь, завязка прям так и блещет новизной и оригинальностью! Но много ли нужно для уютного времяпрепровождения с книжкой в какой-нибудь дождливый вечерок? Как раз для этого такой сюжет подходит идеально.

Теперь что мне не очень понравилось и почему в итоге оценка только 7 из 10: Начну с мелочей. Я читал книгу от издательства "Рипол классик". Видимо, есть и другие издания, но я нашел только это, да и то лишь на авите, поэтому оцениваю то, что нашел :) Почему-то в тексте очень много опечаток, вплоть до того, что частенько вместо одного имени героя, стоит другое, явно неподходящее. Это при том, что в этих шведских именах и без того черт ногу сломит :) На некоторых страницах почему-то не был проставлен номер страницы - и речь не о каких-то титульных листах, а прямо посреди главы. Перевод тоже как будто, местами, прихрамывал, к примеру, одну из героинь рассказчик упорно называет "молодой женщиной", что немного громоздко, учитывая, что в русском языке есть замечательное слово "девушка". А тут еще сам автор не особо балует нас описаниями внешности своих героев, отдавая предпочтение описаниям окружающего мира и природы. Вот и гадай теперь, как себе вообще представлять эту молодую-женщину-но-не-девушку. Ну да Бог с ним, в целом, книга прочиталась все же легко и приятно.

Также замечал периодически странные логические нестыковки - и тут уже, наверное, вопросы скорее к автору: Например, в начале книги мы косвенно узнаем, что события происходят где-то в конце 80-х. Но при этом, почему-то, герои бронируют машины по интернету и смотрят мультики на дивиди. Странно, ну да ладно.

Больше всего у меня вопросов к детективной линии и, самое главное, к концовке. Дело в том, что смертельный случай, произошедший в этом самом доме с привидениями, выливается в целое детективное расследование, вот только детектив тут что-то не задался. Во-первых, я считаю, что в хорошем детективе у читателя никогда не должно возникать ощущение, что автор где-то что-то специально недоговаривает, лишь только для того, чтобы читатель раньше времени о чем-то не догадался. Не должно быть "видимых дыр" в повествовании для сохранения интриги, о которые бы спотыкался читатель. А здесь это, к сожалению, повсеместно. К примеру, герой находит визитку, читает ее и что же вы думаете: Нам тупо не говорят, что он там прочитал, чтобы мы, Боже упаси, не узнали раньше времени, кто убийца. Или постоянно упоминается некая женщина, о которой информации нам дается минимум и добрую половину книги мы при каждом упоминании этой женщины гадаем, кто же она, черт побери, такая. Мне кажется, так не должно быть. Повествование должно быть все-таки ровным и гладким, без ощущения, что от нас намеренно что-то скрывают.
Во-вторых, параллельно с этой детективной линией идет еще и мистическая линия - те самые призраки. И вот тут, понимаете, такое дело: Я ничего не имею против мистики, совсем наоборот, на самом деле хорошую фантастику и мистику я безумно люблю! Но мне кажется, детектив и мистика-фантастика (обычно) не особо хорошо уживаются вместе. Ведь детективный жанр, он очень строгий, он, как математическая задача, требует четких логических обоснований всего происходящего. И если уж в детектив вплетается фантастическая составляющая, то как минимум, для этой самой фантастики должны быть также прописаны четкие правила. А здесь эти самые призраки на протяжении всей книги остаются достаточно невнятными. То и дело издают какие-то звуки, являются людям во сне, и ничего большего мы о них не узнаем. Да, мы понимаем, что они являются душами всех погибших жителей этого дома и что иногда у них получается налаживать связь с живыми. Но дальше эта тема никак не прорабатывается и поэтому, ближе к концу, читатель склонен думать, что наверное, в итоге фантастика вовсе сойдет на нет, окажется, что призраки все-таки лишь плод воображения героев и на все открытые вопросы нам будет дан четкий ответ, все сложится в единый пазл и произойдет некий такой вау-эффект. Но вот нифига подобного, (небольшой спойлер):

спойлер
В итоге, детективчик разрешится достаточно банально. Главгадом окажется какой-то левый мужик, которого мы видели-то в истории всего один раз. И это не будет иметь никаких предпосылок и никак не ответит на ту кучу вопросов, на которые мы так ждали ответов. А вот как раз таки все эти открытые вопросы тупо спишутся на этих самых призраков. Конечно, с помощью них ведь все легко и просто объяснить! Почему, коробка с подарком оказалась открыта? Призраки! Почему Йоаким услышал голос жены, находясь далеко от дома? Призраки! Но это не совсем то объяснение, которого ждал читатель в конце детектива ... Вобщем, вау-эффекта не получилось.
свернуть

В итоге: В качестве уютной книжки на один раз вполне подойдет, но особо многого от концовки не ждите.