Больше рецензий

Kitty

Эксперт

Местный единорожка

9 июня 2014 г. 15:45

61

5

Take nothing on its looks; take everything on evidence. There's no better rule.

Диккенс скучный и занудный? Не знаю, просто не представляю, за что же его можно так не любить. Хотя согласна, что он медленный и слегка напыщенный, но в этом его и прелесть. Благодаря неспешности повествования создается эта чудесная и уютная атмосфера книги, когда хочется сидеть спокойно читать, ни на что не отвлекаясь, наслаждаясь его богатым языком и добродушными шутками. А слегка высокомерный слог задает роману такой тон, что сложно удержаться от порывов читать его вслух и с интонацией.

Персонаж, ради которого я изначально и взяла читать “Большие надежды”, это мисс Хэвишем. С ней я уже давно хотела познакомиться, периодически встречая упоминания о ней в других произведениях. Ну как можно бороться с желанием узнать историю неудавшейся невесты, которая со времен своего девичества закрылась в темных комнатах, остановила все часы и так и состарилась в старом, потрепанном, пожелтевшем от времени свадебном платье? Даже этого достаточно для понимания, что эта богатая старушка - настоящая чудачка, поэтому никакие ее действия удивления уже не вызывают. Ее жалко, но не осуждать за ее поведение и избалованность сложно. Далеко не каждый после расстроившейся свадьбы будет запираться дома и готовить орудие мести всем мужчинам в виде своей приемной дочери Эстеллы - красавицы, которая всем разбивает сердца, но сама остается холодной и равнодушной. Ведь такое воспитание ломает жизни не только попавшимся на пути девочки представителям сильного пола, но и самой приемной дочери.

Следующим по оригинальности и интересности персонажем в книге оказался помощник адвоката Джаггерса - мистер Уэммик. Настолько увлекательно следить за метаморфозами этого человека-оборотня. На работе это деловой и бесчувственный представитель адвокатского ремесла (что полезно для дела, по его мнению, и взглядам своего начальника), который даже друзей не признает в рабочей обстановке. Но стоит ему только отойти от офиса, он сразу размягчается и превращается в полную свою противоположность, заботясь о своем маленьком домике, который называет крепостью, садике, старике, бегает на свидания, совершая кучу милых и трогательных поступков. Кульминацией же милашности Уэммика оказалась его свадьба, так скрытно и ненавязчиво организованная.

Главный же герой романа - Пип (или же Филип Пиррип, но так его никто не называет) по привлекательности для меня оказался на третьем месте после этих двух чудаков. Первый раз мы встречаем его семилетним мальчиком. После смерти родителей он живет вместе со своей истеричкой-сестрой, которая не упускает ни малейшей возможности для скандала, криков или побоев, причем попадает не только Пипу, но и ее мужу Джо. Муж ее - кузнец, но такой же добрый плюшевый мишка, что не в состоянии ни отстоять свое мнение, ни защитить мальчика. Поэтому, когда наконец этой сестре тоже перепадает на орехи и она по состоянию здоровья уже не может всех строить, испытываешь просто-таки облегчение. На фоне хоть и необразованного, но честного работяги Джо, с его интуитивным пониманием хорошего и плохого, Пип сразу же проигрывает. Походив недолго к мисс Хэвишем как партнер для игр с Эстеллой, он начинается зазнаваться: стесняется тяжелой физической работы, невежества Джо и только и мечтает об обучении, деньгах, чтобы стать джентльменом и ровней этой высокомерной девчонки.

Когда же появляется неведомый благодетель, который через своего доверенного мистера Джаггера (который как раз и ведет дела старушки-невесты) спонсирует “джентельменство” Пипа, он практически уверен, что он настолько мисс Хэвишем приглянулся, что она мало того, что оставит все свое наследство ему, так еще и отдаст в жены полюбившуюся ему Эстеллу. Мечты, надежды… Но как же быстро его меняют деньги! Его отношение к людям меняется сразу же, как он идет заказывать свой первый костюм, посматривая свысока на помощника портного. И уехав в Лондон, сколько же он находит отмазок, лишь бы не наведываться в свой родной городок и не проведать сестру с ее мужем.

Мне нравится, что Диккенс ни одного персонажа не оставляет “висеть” в сторонке. Каждый, кто появляется в романе, так или иначе связан с событиями, произошедшиvb в прошлом, либо же обязательно сыграет свою роль в будущем. Благодаря этому нет перегрузки в количестве действующих лиц и, соответственно, не запутываешься в них. Плюс, он всем воздает по их заслугам - кого накажет, кого наоборот одарит, кого пожурит, преподаст урок, но потом сделает хорошо. В итоге, концовка истории кажется единственно правильной и справедливой, что оставляет чувство полного удовлетворения от прочитанной книги.