Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

8 июня 2014 г. 22:14

227

5

Три теракта, случившихся в Волгограде в конце прошлого года буквально один за другим, основательно перевернули моё мировоззрение. Видимо, я стала достаточно взрослой, чтобы осознать не только конечность, но и хрустальную хрупкость собственной жизни. Поэтому - шок, оцепенение, желание спрятаться, затаится и заглушить стук собственного сердца. А потом черная лавина ненависти к тем, кто вырвал из привычного круга жизни, заставил думать, заставил бояться. А затем... а затем, вечное человеческое любопытство берет верх - как? Как молодая девушка принимает решение уйти из жизни столь ужасным способом? Ну не рождается же она с ним, в самом-то деле.

"В Коране написано - человек создан из глины и воды, из сгустка крови и капли спермы. Но разлетаемся мы лишь кусками только что живого мяса"

Наида Асиялова, взорвавшая автобус в Красноармейском, полдня бродила по городу, как помешанная, не зная, где ей привести в исполнение смертный приговор его жителям. О чём она думала в это время, о чём думала до этого? О чём думал молодой парень, вошедший в здание волгоградского вокзала 29 декабря и разлетевшийся на куски перед рамкой металлоискателя? О рае, в "котором роскошно и шикарно", о шахаде, которая приведет в вечность? О гуриях, танцующих вокруг?

Мы этого никогда не узнаем. Но можем вместе с Мариной Ахмедовой попробовать это представить.
Книга пронзительная и страшная. Страшная от того, что смертельный ужас готовится в ней совершенно буднично. Страшная и от того, что как оказывается, это все не поддаётся контролю. Для того, чтобы стать смертницей не нужно быть воспитанницей ортодоксальной мусульманской семьи с радикальными взглядами. Можно быть обычной девочкой из горного дагестанского сила с обычными мыслями об удачном замужестве, о красивой одежде, о том, чтобы парни у родника "дали внимания", когда идёшь с кувшином воды. Можно жить во вполне себе светском окружении, где держат уразу, но скорее в качестве традиции и где ненавидят "закутанных". И вот внезапно ты стоишь на станции московского метро с поясом шахида и даже толкающийся внутри тебя ребенок ничего уже не значит. События, разворачивающиеся вначале так неспешно и медлительно, под конец летят галопом, как взбесившаяся лошадь, которую ничто не в силах сдержать. Сколько нужно, чтобы вырасти из нескладной девчонки в красивую девушку? Несколько лет. Сколько нужно для того, чтобы попасть в общину боевиков? Один учебный семестр. Сколько нужно, чтобы пройти путь от жены боевика до орудия Аллаха? Меньше девяти месяцев.

Хадижу на путь смерти привела любовь. Потом еще и вера, но в её основе лежала любовь. Именно она заставила, выражаясь каламбуром, "принять веру на веру". Смерть - это не просто небытие и забвение. Смерть теперь - это избавление, в котором ждёт любимый человек. А убийство - это не вина, а облегчение.

"Ты явилась поводом того, что Аллах ниспослал общине такое облегчение. Затем всевышний Аллах с высоты семи небес оправдал тебя, отведя клевету нечестивцев. И нет ни одной мечети, в которой поминают имя Аллаха, чтобы в ней днём и ночью не читались аяты о твоей невиновности".


Можно много раз повторить уже основательно затёртые фразы о том, что на путь смертника просто так не приходят. Что там собираются люди травмированные, потерянные, заблудшие и слабые. Но сколько у нас в мире вообще таких людей? Тысячи, если не миллионы. Из них единицы - потенциальные шахиды. Приходя в такую общину человек уже не русский и не аварец, и не чеченец, и не француз. Он не буддист, и не мусульманин. Не светский забулдыга, и не скромный аскет. Он - товар, потому что "продаёт себя Аллаху". А товар сам собой более не распоряжается. Но вот где эта тонкая грань, делающая внезапно незначительными национальность, вероисповедание и прежний образ жизни? Превращающая человека из травмированного в обезволенного. В книге Ахмедовой ответа нет, вокруг себя я его тоже не нашла. Нет ответа - нет лекарства от болезни.
Поэтому страшно.