Больше рецензий

marlia-reads

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 октября 2023 г. 14:31

111

4 Средневековый учебник для поэтов

Книга состоит из частей разной степени интересности: первая – мифологическая, вторая – о поэтике, остальные – о стихотворных размерах, именах и названиях.

В первой части король Швеции получает возможность пообщаться с асами, и они рассказывают ему, как устроен мир и каковы были похождения разных богов. Что меня удивило, так это налёт христианства на скандинавских мифах. Начинается всё с того, что Бог (с большой буквы) создал Адама и Еву, первых людей; дальше же будет история о том, как скандинавские боги создали первых людей, Аска и Эмблу, из двух деревьев. Так что сложно понять, какие мифы действительно древние, а какие уже видоизменены.

Удивило меня и то, как эта история закончилась. Послушал король Швеции асов и ушёл. А они… “стали припоминать всё, что рассказали, и дали те самые имена, что называли, людям и местам, чтобы даже спустя долгое время никто не сомневался, что одними и теми же асами были те, про кого рассказывали, и те, кому дали эти имена”! То есть Эдда как бы объявляет все мифы выдумкой их участников. Но участники эти как бы реальны и вполне сверхъестественны. Просто случалось с ними что-то другое…

Возможно, это попытка рассказать о своих мифах так, чтобы пройти христианскую цензуру?

Ещё пара удивительных фактов: в прологе скандинавские боги оказываются потомками троянских (!) воинов (это уже не только христианский налёт, но и античный!); у скандинавов была богиня лыж; в одной из глав перечисляются имена двергов (грубо говоря, это скандинавская вариация гномов): Нипинг и Даин, Бивур и Бовур, Бёмбур и Нори, Ори и Онар… Фили и Кили! Я знала, что Толкин много чем вдохновлялся, но думала, что имена он придумывал сам! (Гэндальф и Трандуил в Эдде не обнаружены…)

И вот ещё милая история. Великанша пришла к богам мстить за отца, и те предложили ей выкуп и мужа из своего круга, но с условием, что она будет выбирать, видя только ноги. Она посмотрела, увидела ноги “невероятной красоты” и так выбрала себе мужа. (Ещё она потребовала ей рассмешить, и Локи привязал один конец верёвки к бороде козла, а другой – к своей мошонке, и они стали перетягивать верёвку и громко реветь. Локи свалился великанше на колени, и она рассмеялась. Такая вот древняя царевна Несмеяна.)

Вторая часть во многом посвящена кеннингам. Это такая образная метафора: например, корабль – это конь моря. Сказать “конь моря” скальду (поэту) гораздо приличнее, чем “корабль”. Но кеннинги постоянно использовались цепочками: так, в кеннинге “клён лёда рук” “лёд рук” – это серебро, а “клён серебра” – это мужчина. “Бальдр молний корабельных просторов” – тоже мужчина (корабельные просторы – море, молнии моря – золото, Бальдр золота – мужчина). А вот совершенно мозгодробительный кеннинг: “древо пламени грозы пути огня сражения” (огонь сражения – меч, путь меча – щит, гроза щита – битва, пламя битвы – снова меч, древо меча – воин).

И ведь это была устная поэзия! И не салонная праздная; скальды посвящали свои песни конунгам, читали их на собраниях воинов. Получается, люди были привычны расшифровывать такие сложные цепочки образов (в которых ещё и слова могли стоять в произвольном порядке – “древо пламени грозы” или “древо грозы пламени”, смотря как лучше ложилось в размер). Рифм не было, была аллитерация со своими сложными правилами, зависящими от размера.

Сложно представить, что люди ничего не понимали, стеснялись признаться и продолжали нанимать скальдов. Но насчёт понятности приведу такую цитату (она о многозначных словах, вроде “барана” – это и животное, и большая лодка, и дурак): “Такие слова стоит использовать в поэзии, чтобы сделать содержание туманным и не было сразу понятно, не имеется ли в виду что-то другое, нежели то, на что указывала предыдущая строфа”.

Чтобы не было сразу понятно!

Главу о стихотворных размерах стоит почитать тем, у кого мозг недостаточно сломается на кеннингах. Кому советовать главы с перечислением имён и названий, не знаю :)


Марля читает (телеграм-канал)