Больше рецензий

9 октября 2023 г. 10:49

661

4 ***

Философский трактат французского мыслителя Ги Дебора наводит на размышления. Автор рассуждает о том, что новейшая история (книга написана в 1967 году) построена на предпочтении копии - оригиналу, представлении - действительности. Общество поклоняется иллюзии, а не истине. Оно стало зрителем спектакля, который не стремится ни к чему иному, кроме себя самого. А рост ради роста — это философия раковой клетки. Причем спектакль не делает реальной философию - напротив он философизирует реальность, постоянно подстраивая действительность под выбранную идеологию. Важная часть спектакля - сохранение у зрителя бессознательности. Спектакль - перманентная опиумная война, ведущаяся с целью добиться принятия тождества благ с товарами. Первичные человеческие потребности заменились непрерывной фабрикацией псевдопотребностей. Данную книгу хорошо читать вместе с другим экземпляром французской философии - трактатом Жана Бодрийяра «Общество потребления», написанным 3 года спустя после вышеупомянутого труда. Там автор сокрушается на тему того, что обществу навязывается идеология потребления под соусом мифической демократии и равенства всех людей. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, а «счастье» становится императивом общества потребления. Здесь сразу же вспоминается ещё один труд на схожую тему - «Иметь или быть» Эриха Фромма. В 1976 году он посвятил свою работу теме самоидентификации человека. 

Уже тогда немец решил осветить важную проблему разложения духовной сферы человека: в саморазвитии индивиду стали важнее достижения или материальные блага, нежели ориентация на бытие (то есть проживание и наслаждение своей жизни без зацикливания на потреблении). Счастье не купишь - истина, что стара как мир. Но люди всё равно сжигают себя в бесконечной гонке за новыми и новыми псевдопотребностями. 

Общество спектакля, как мне думается, запустило это направление мысли, призванное напомнить людям, что им пора проснуться и начать отличать декорации от реальности. Движение банализации и усреднения привели к тому, что неудовлетворенность жизнью стала товаром. Время застыло, создав на всех уровнях потребления псевдоисторию, сконструированную, чтобы сохранить его шаткое положение.  Пока сиюминутное навязывается, как значительное, нечто вечное и традиционное обесценивается и чуть ли не подвергается осмеянию. Но истина… Она одна, кто бы и что бы там ни пытался внушить.