Больше рецензий

6 октября 2023 г. 21:25

232

4 Нам нужнее

Очень смутно чудится, что Мирер уже был в моей читательской биографии, но я на тот момент едва ли не в младшей школе училась, поэтому не помню настолько ничего, что даже название в памяти не всплыло. А тут сервис рекомендаций со словами "тебе надо" принёс, я посмотрела и подумала, что, в принципе, правда надо: пришельцы, экспансия, космос, захват планеты - моя тема.
Но "Главный полдень" не про привычные вторжения с плазганами и ксеноцидом, он про операцию потоньше, чем, кстати, мне весьма понравился. Хорошая боевая фантастика мне попадается часто, хорошая социальная - сильно реже. Это вот - удачный пример.

Если коротко, то это внезапный young adult здорового человека: главные герои - подростки, которые спасают весь человеческий мир, оказавшись в нужном месте и в нужное время. При этом в повествовании нет ни одной треклятой уникальной снежинки, которая настолько особенная, что даже среди всех особенных снежинок будет непонятой и непостижимой здравым смыслом. Все мальчики прекрасно вписаны в общество, дружат друг с другом и в целом выглядят абсолютно нормальными людьми своего возраста.

Сюжет бодр и стремителен, хотя начало вроде бы не предвещало особого размаха: двое мальчишек обратили внимание на то, что местный красавчик-гитарист себя как-то странновато ведёт, настолько, что прям в глаза бросается: то забывает, как на гитаре играть, то что он вообще здесь делает. И вместо школы решают за ним проследить (потому что школа действительно проигрывает в количестве перспективных острых ощущений).
И казалось бы, ну загулял гитарист, ну перепил после выступления; но нет.
Сначала лес со странным пнём, потом гипнотизируемые люди, которые внезапно меняют личность, потом неведомое оружие, приспособленное вдобавок не под человеческую руку; и вот уже скромный городок на один молокозавод и три цеха оказывается плацдармом для бескровного инопланетного вторжения. Нечто невнятное просто захватывает тело, вытесняет оригинальную личность и живёт в чужом человеческом мозге, нормально себя чувствуя, причём чтобы превратить следующего в цепочке в зомби под управлением инопланетянина, достаточно всего-то оказаться рядом и потыкать специальным приборчиком. Никаких зрелищных спецэффектов.
И весь грандиозный провал этой прекрасной принудительной колонизации состоялся только в том, что дети лет до шестнадцати не могут принять инопланетное сознание, причём никто внятно не понимает, почему. В них подселенца пихают - а он откидывается обратно.

И вот у вторжения проблемы, у людей проблемы, у Земли в целом всё сложно, и надо как-то решать.
И решают. Как могут, конечно, но очень стараются.

Повесть здорово написана, даже та часть, которая ведётся от первого лица, не раздражала: внутренний мир мальчишки-подростка, который встретился с неведомыми чудищами, отображён достаточно хорошо - и достоверно, и без перегибов. Все главные персонажи не то, чтобы без страха и упрёка, нет, они скорее преодолевают обстоятельства и самих себя, но как-то логично это всё происходит.
Мне в целом понравились персонажи, что взрослые, что подростки. Моя любовь - майор медицинской службы, конечно, огонь, а не женщина, остальные на её фоне выглядят немного блёклыми, но всё же тоже вполне хороши.
Несмотря на то, что повесть довольно так возрастная, читается на мой вкус легко. Да, может быть несколько странно переключиться из восприятие XX века из XXI, но больше в общей атмосфере отсутствия цифровизации. Есть артефакты прошлого времени - понятие "шпион" не является чем-то из детективных романов, дети с раннего возраста учатся обращаться с оружием, и это поощряется, вокруг ветераны Великой Отечественной, но в целом мне это ничем не мешало.

Самая интересная, хотя она и самая короткая, для меня была арка разговора об инопланетных цивилизациях, где два астрофизика рассуждают о том, к чему неизбежно приведёт изобретение технологии бессмертия, если для жизни приходится находить хоть какое-то новое тело к старому сознанию. К перенаселению и бесконечному поиску носителей, чтобы распихать в них всех, кто давно умер, а теперь - только кусочек кристалла с записанной личностью, ждущей пробуждения. Да и механизм, с которым неизбежность такого перенаселения наступает, был описан, на мой взгляд, довольно правдоподобно.
Порадовало внезапное для семидесятых годов представление о том, что разум можно оцифровать и засунуть на носитель размером с вишню. До сколько-то приемлемых дискет оставалось ещё двадцать лет, а фантасты всего мира уверенно смотрели в светлые перспективы плотного хранения информации.

Однако больше всего мне понравилась основная идея, вложенная в цивилизацию похитителей тел, которая проявляется окончательно только к самому финалу. Само по себе вселение в органические оболочки, причём без согласия оригинального хозяина, не ново, этого добра хватает - от Уэллса до Томпсона, а вот мысль, что сами похитители уже не знают, ни зачем, ни почему, ни для чего, ни когда всё это началось, ни когда всё это кончится - вот это хорошо. Сцена, где десантник безнадёжно объясняет своему заложнику, что они даже не помнят, где их собственное солнце, на мой взгляд, очень выразительная.
Они просто переселяют своих мертвецов в чужих живых, но толком даже не понимают, какая в этом конечная цель. Заселить всю галактику собой, продолжая бесконечно производить всё новые и новые сознания, которым снова и снова нужны носители?

В общем, добротная фантастическая повесть с приятным лором, обязательно надо найти следующую часть цикла и её тоже прочитать. Мне прямо понравилось, и объём такой, что за один вечер после работы можно приятно отдохнуть душой.