Больше рецензий

barbakan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 мая 2014 г. 23:53

15K

5

Я плакал в троллейбусе.
Я плакал, когда пылесосил.
Когда жарил свинину в винном соусе и гулял на Чистопрудном бульваре.
Плакал в подушку.
Кажется, «я выплакал слишком много слез» для своего возраста и пола. Раньше мне было неловко плакать, но потом мне как-то открылось, что пушкинская строчка «над вымыслом слезами обольюсь» касается литературы, и стало легко. Слезы, пролитые над книжкой, не сентиментальность, а намек на то, что есть душа, решил я. И хоть не все ученые согласны с этой гипотезой, я перестал стыдиться. Просто разложил в задние карманы всех своих штанов по носовому платку.

В троллейбусе и на Чистопрудном бульваре я плакал, слушая роман Евгения Водолазкина «Лавр». И тут совершенно невозможно остаться с сухими глазами, потому что роман о милосердии. О сострадании и любви к человеку. По сути, «Лавр» – агиографическая литература. Житие. А еще точнее, это история жизни русского средневекового врача, целителя, четыре основные этапа которой рассказаны в виде разных по жанру житий.
Перед нами: святой,
юродивый,
странник,
пустынник.
«Отцы пустынники и жены непорочны!»

Действие происходит в районе 7000 года от сотворения мира, конец XV века от рождества Христова. Все ждут конца света, который так и не наступает. Но автор хочет нам сказать, что события романа разворачиваются вне времени, ведь только тела заперты в конкретной эпохе, а любовь, Бог и наша бессмертная душа существуют в вечности. Герои «Лавра» имеют возможность видеть прошлое и будущее, слышать друг друга на расстоянии. И эта идея вневременности, метафора голоса на расстоянии, мне кажется самой интересной. И вот в каком ключе.
Ведь перед нами не производственный роман о средневековых врачах. Это роман о русской святости. Источником вдохновения автору послужили совершенно конкретные русские жития. И заслуга Водолазкина, доктора наук, специалиста по древнерусской литературе, в том, что он напоминает нам, какая она, эта необычная русская святость.
Как свидетель чудес,
приносит нам забытые рассказы
и диковинные древности.

В самом деле, знаем ли мы древнерусскую литературу? Боюсь, далеко не все могут вспомнить «Му-му» Тургенева. А литература Древней Руси – воспринимается чем-то соседствующем с наскальной живописью. Но дело в том, что, несмотря на разрывы и революции, в русском историческом сознании наблюдается преемственность, и принципиальные черты политического идеала, яркие исторические переживания далекой древности и большие идеи, возникшие столетия назад, – никуда не делись. Они продолжают жить в нас. И подобная информация, запечатленная в национальном сознании, имеет особенность воспроизводиться на каждом новом историческом этапе.
Эту идею высказывал философ Г.П. Федотов. Он говорил, что такую преемственность невозможно выразить единой идеологической формулой. Пока народ жив, всякие определения остаются неполными и неточными. Но ни одна из существующих черт народа не исчезает. Некоторые из них могут терять в истории доминирующее значение, но это не значит, что они не оказывают влияния на будущее.

То есть, читая древнерусскую литературу, всматриваясь в поведение житийных героев, изучая характер русской святости, мы можем лучше понять себя. Услышать этот голос на расстоянии. И, может быть, я извел столько носовых платков потому, что чувствовал родство. Чувствовал себя не просто изолированным индивидом, идущем по весенней Москве 2014 года с наушниками в ушах, а частью большого рода, воплощенным этапом исторического движения моего народа. Сотню лет назад здесь шел Борис (и также зацветала сирень), через сотню лет пройдет Борис. А я – тот Борис, который идет здесь сейчас. Сознание рода дает точку опоры в жизни. Я вспоминал Флоренского, который говорил, что род стремится к выражению своей идеи в истории, а перед отдельным человеком стоит задача сохранения культурных и общественных ценностей. Тот далекий Борис нес ответственность передо мной за «достояние рода», а мне нужно нести ответственность перед Борисом из будущего. А я даже «Войну и мир» не дочитал.

Роман Водолазкина не лишен недостатков: излишних физиологических подробностей, непрописанных персонажей. В нем фальшивая концовка. Но все это можно простить за тот диалог с предками, который Водолазкин нам организовал. За возможность почувствовать связь со своим народом и историей. За ощущение опоры в этой холодной Москве. И в этой жаркой Москве.

Комментарии


Скажите, пожалуйста, а кто читает и есть ли аудиокнига в сети?


Да-да, конечно, есть. Читает хороший артист. Кто, не знаю. Без пафоса. Спокойно. Может быть, даже слегка отстраненно. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4719871


Спасибо! Главное, что голос мужской)
Перечитывать времени нет, а послушаю с удовольствием.
Кстати, конец-то чем неудачен, я уж позабыла.
Мне только момент с трупом в доме не понравился - чересчур натуралистично и, на мой взгляд, сбивает общий ритм романа, он и так очень сильный, затягивать не стоило.


Да, история с трупом затянута ужасно. Согласен. А концовка там такая, что все это, мол, Россия. Я вспомнил сразу фильмы Михалкова, во многих из которых ужасная пошлейшая концовка. Дирижабль со Сталиным над заливным полем, птичка, вылетающая в форточку. Подобная патетическая хрень.


Видимо, поэтому и вылетело из башки)


Ну и слава Богу. Значит, не резануло. Просто человек не знал, как закончить. И выбрал не лучший вариант. Все равно - роман прекрасен.


Согласна.


Раз плакал, надо читать!Беру в хотелки


Всё-таки вы, видно, очень сентиментальный человек, слезливый. Правда, оговорка, что от романа вы плакали только в троллейбусе и на Чистопрудном бульваре, заставила меня предположить, что когда пылесосили и жарили свинину, вы плакали по другим причинам. Ну, например, когда резали лук для соуса к свинине, или пылинка в глаз попала. Бывает. Это я могу понять. Конечно, это не может трактоваться как намёк на существование души (увы-увы), и даже не говорит о том, что у ученых есть гипотеза о ее существовании, ибо таковой гипотезы у бездушных ученых нет (опять же, увы-увы).
Ну да бог с ними, с учеными. Разговор-то ведь не про них, верно? Про душещипательную книжку "Лавр". Которая, по вашим словам, о милосердии, сострадании и любви к человеку. Только где всё это? Чудеса божии творятся, больные исцеляются (правда, не все), прокаженные очищаются. И все это-во славу Божию. А вот с теми красивыми словами, которые вы привели выше, беда. Подмена, извините, понятий, получается. Помните мальчонку Сильвестра с матерью его Ксенией? Исцелил их Господь через руки Арсения, а дальше что? Бросил их Арсеньюшка на произвол судьбы, даже "прощай" не сказал. Может, это, конечно, традиция у юродивых святых такая, святость так они проявляют, но чисто по-человечьи некрасиво это выглядит, ох некрасиво. Ну да ладно, бог и с ним, с человеколюбием этим: не понять мне, человеку 21 века, все эти средневековые экзерсисы с юродствами и святостями.
А вот еще вы говорите: книжка, мол, дает "сознание рода". Дескать, изучая "поведение житийных героев, изучая характер русской святости, мы можем лучше понять себя." Да полноте. Ну скажите, какая связь между вами, вкушающим свининку в винном соусе (ещё и в постные дни небось? ая-яй-яй) и средневековым святым, который по снегу идет в берестяных лаптях, и насыщается краюхой хлеба (которая в книжке, правда, в отличие от реальной жизни, практически не убывает)? Ни-ка-кой. Все эти слёзы умиления, извините, хороши, так сказать, когда гуляешь в наушниках по Москве, сытый и обеспеченный всеми благами современной цивилизации. А ведь сами подумайте, все это (блага цивилизации, то есть) появилось не благодаря лаврам и амброджиям, а, можно сказать, вопреки им. Благодаря тем людям, кто не даты конца света вычислял, да с душами давно умерших общался (или, по крайней мере, не всю свою жизнь этому посвящал), а разрабатывал и применял на себе вакцины и другие реальные подвиги во имя людей совершал. Нет, всё-таки прав купец Зигфрид. Это же к вам относятся его слова, что веревки привязываете к трупам святых, таскаете их, и обливаетесь слезами. И ничего в этом не понимаете.


обычные христианские пиздастрадания помешанного человека


«Слезы, пролитые над книжкой, не сентиментальность, а намек на то, что есть душа, решил я.» Замечательная рецензия!


Мне очень понравилась рецензия. Не очень согласна с "фальшивой концовкой" и излишне описанной физиологией. Но тут jedem das seine. Спасибо вам за слова об ответственности перед будущим Борисом. Ведь у каждого из нас он есть. И да. Платочки. Это идея.