Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

24 мая 2014 г. 16:31

91

3.5

картинка metaloleg


В русском издании немного запутано, какой именно труд английского историка авиации и крикета Ральфа Баркера взят "Центрполиграфом" для перевода: предисловие книги 1957 года взято из The Ship-Busters: The Story of the R.A.F. Torpedo-Bombers ( АСТ ее выпустило в 2002 ); а сам текст из книги "Torpedo Bomber!" 1973-го. В любом случае видно, что текст писался если не по горячим следам, то непосредственно на основе интервью с выжившими членами экипажей торпедоносцев. Сам автор служил радистом-стрелком на Средиземном море, пережил катастрофу с погибшими пилотом и штурманом своего Bristol Beaufort.

Книга в чем-то перекликается с Впереди вражеский берег Г.П. Гибсона, особенно по вольностям начала войны - если пилоту на "свободной охоте" хочется прорваться в смертоносную гавань Вильгельмсхафен, то никакой приказ его не остановит. Чувствуется, что для британского флота, к которому были приписаны торпедоносцы берегового командования, подобные самолеты были нечто вроде дорогостоящей игрушки, заведенной, чтобы было "как у всех". Так что две-три эскадрильи в метрополии регулярно прореживаемые потерями были как бы на подхвате, летали с патрулированием, бросались на вражеские конвои, при удаче торпедировали крупные немецкие корабли, но их количество никогда не было крупным и позволяющим рассматривать этот вид авиации как решающая сила для войны на море. По меркам британцев, задание, в котором использовалось больше десяти машин, было уже из ряда вон выходящим сражением, к примеру в рамках операции "Цербер", в которой немецкая эскадра прорывалась через Ла-Манш, в результате неувязок, блужданий и прочих приключений, англичане атаковали полсотни кораблей противника с десятками зенитных стволов на... девяти торпедоносцах, что по сравнению с японской полусотней одних только торпедоносцев отряженных на потопление двух английских линкоров около Малайи за два месяца до этого, было курам на смех.

Малые силы, обряжавшиеся англичанами при операциях были обратно пропорциональны диким потерям среди экипажей. Впрочем, в Союзе экипажи торпедоносцев тоже считались смертниками, из-за особенностей выхода в атаку с фиксированной скоростью и высотой полета для нормального сброса торпеды. В том же "Цербере" все посланные из описанных в книге эскадрилий самолеты были сбиты (несмотря на отличную живучесть "Бьюфортов"), 13 из 17 пилотов погибли. Особенно часто погибали летчики в своем самом первом боевом вылете, то и дело по книге разбросаны подобные упоминания, процент выживания новичков был примерно 25%. Намучавшись с немцами и их сильным авиационным и зенитным прикрытием, торпедоносные эскадрильи перевели на Средиземноморье, срывать снабжение войск Роммеля. Потери оставались стабильно высокими, но улучшившееся понимание взаимодействия разных типов самолетов при атаках привело к реальным стратегическим результатам - итальянские танкеры не могли по пол-месяца попасть в Африку в решающие сражения лета 1942 года, их или топили или повреждали, вынуждая противника бесконечно усиливать эскорт своих конвоев и пускать суда красться вдоль берегов Италии и Греции, то есть тратить тоннаж, время, топливо, так недостающее наземным войскам Африканского корпуса.

В целом - интересный, живо написанный полумемуарный труд, подробно рассказывающий о многих событиях в Канале, Северном море и Средиземноморье, о которых в других книгах в лучшем случае есть только одно предложение.