Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

20 мая 2014 г. 07:17

73

5 Созидая миры

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Гумилев

Для чего читают сложные книги? Ну и вопросец, у всякого своя причина. Может, тебе необходимо разобраться в каком-то трудном, до неподъемности, своем вопросе, а поговорить об этом на должном уровне, не с кем. Или чувствуешь необходимость остановиться среди повседневной суеты, очистить мысли от шелухи, сделать их цельными. Или герой и сюжет чем-то зацепили с самого начала и вот уже "чем дальше, тем страньше", ни симпатии особой не вызывают, ни интереса, а отложить не можешь. Или читаешь все, написанное автором, просто потому что знаешь - это твое.

С Мариной и Сергеем Дяченко четвертая причина на первом месте. Оглушенная "Ритуалом" в незапамятные времена, ни одной их книги не пропускаю. Третья - но знаю ведь, что в какой-то момент, хотя бы даже и к финалу, понимание глубинных мотивов придет. А вторая и первая - это уж завсегда с их романами у тебя случается. "Vita Nostra" сложна. Не так, тяжела, "тяжело пожатье каменной его десницы", - говорит пушкинский дон Гуан. Так вот, девочке Саше не руку, все естество сжимают в каменных неумолимых объятиях.

Оттого, момент сопричастности затруднен чрезвычайно. Читая Конан Дойла, большинство из нас ассоциируют себя с Ватсоном, ясно почему. В отличие от гения Холмса мы нормальны (в смысле - не превышаем нормы). "Выбор Софи" Стайрона проводит героиню через такой тяжести испытания, что не будь спасительной фигуры Стинки, рассказчика, в которого можно нырнуть, когда тяжесть становится невыносимой, не сумела бы дочитать. А и сумев, несла в себе книгу два десятка лет. Такой, компактно упакованный внутренний Аушвиц.

Саша Самохина, благо, современница и соотечественница. И много еще "со-": воспитана мамой без отца; приличная, но без особых возможностей, семья; а значит, полагаться придется только на себя; особой красоты не дано, хотя не урод; неглупая, однако в нобелианты не ей метить. И ни-ко-го рядом, кому можно было бы рассказать страшную правду о мире, внезапно обратившемся удавом. Который давит-давит свою жертву. Ни за что, просто так,

Так-то вариантов много. Можно помереть. Можно игнорировать требования и сгубить других, кто тебе дорог (я вам больше скажу, почти все так и поступают в итоге, хотя даже себе нипочем не признАются). А можно что-то медленно задвигать внутрь себя, как уменьшается нещадно бинтуемая в древнем Китае девичья стопа, одновременно вытягивая-выращивая из себя что-то другое. Когти или рога, или крылья. Героиня выбирает третий вариант.

Я почему сейчас говорю об этом, наткнулась вчера в сообществе на вопрос, как понимать финал. Позвольте, мой вариант. Это просто, хотя на первый взгляд отдает психушкой. Акт космогонии, Александра сотворила новый Мир, став одновременно создателем и воплощением. Такая вот симпатичная ересь.

#фанастика, академический роман, Марина и Сергей Дяченко