Больше рецензий

26 сентября 2023 г. 12:51

594

5

А. Платонов "Возвращение".
Немного тех произведений, где хочется не цитировать, а думать о заложенной глубокой проблематике. Здесь это так.
В любом возрасте рассказ Платонова выведет на важные вопросы.
Война мгновенно превратила Петю, как и миллионы детей, во взрослых.
Мальчишки и девчонки, оставшись с младшими братьями и сёстрами, стариками, матерями вмиг стали главами семейств.
Петя, ещё сам ребёнок, любой мелочью помогал матери. Любовь, работая на заводе, пропадала сутками. Петя вёл дом, готовил еду, убирался, следил за хозяйством. Таскал воду, колол дрова, отоваривал карточки, стоя в очередях, главное- воспитывал сестрёнку Настю. Исподволь в мальчике родилась острая забота о матери и чувство главенства в семье. Его реплики в адрес мамы и сестры подчёркивают непреклонность его характера, честность, главное-заботу о ближнем. Отец удивляется, слыша командирский тон в голосе сына, поругивает его. Но мать не сердится на Петю, подчиняется его требованиям. Ведь именно он стал главой дома в войну. "Поворачивайся, мать, поворачивайся. У меня печь наготове",- произносит Петя, прося мать быстрее печь пирожки отцу. "Привыкла копаться, стахановка",- с любовью и лёгкой улыбкой произносит мальчик. "Она картошку без масла ест, Настьке отдаёт",-говорит он о матери, сам при этом не ест много, чтобы больше досталось сестрёнке и самой маме.
Образ Пети в литературе не единичен. Писатели воплотили в мальчишках-школьниках быстро повзрослевших людей, вынужденных взять на свои плечи заботу о ближних. Отцы воевали на фронте с врагом Родины, их сыновья стали "отцами" в родных домах, взяли в руки упряжь, лопаты, топоры, встали за станки на заводах. Мишка Пряслин из 14-летнего подростка стал мужчиной, взяв на себя заботу о матери и пятерых братьев и сестер в одноимённом романе. Дети жили самостоятельно, как герой "Уроков французского" Валентина Распутина.
Люба крепко любит Алексея, предана ему как жена. Понимая, что Семён Евсеевич потерял всю семью, к ним он тянется получить понимание, утешение, поддержку, Люба не отталкивает его.
Семён Евсеевич приносит конфеты, хлеб, игрушки Насте. Не настаивает ни на чём. Люба искренно сочувствует мужчине, не запрещает общаться с детьми. Для неё важно, что он, потеряв всех детей, приходит в их дом: "... отогрелась душа, мне топить не надо",- говорит Семён Евсеевич. Каждому человеку на войне тяжело. Если находишься с понимающими тебя, твою боль, потерю, легче пережить. Петя же смотрит на Семёна Евсеевича по-иному. Он не видит в мужчине зла. По-своему понимает, что мама могла полюбить его, но не так, как отца. Петя видит пользу Семёна Евсеевича в том, что тот приносит еду, игрушки и при этом от мужчины их семье нет вреда.
Петя понимает, в чем ссора родителей. По-своему прикрикивает на них, пытаясь образумить. Война научила его прежде всего тому, что главное- быть вместе, помогать друг другу хоть чем-то. "У меня руки от горя трескались",- говорит Люба Иванову. На глазах Пети мать "воевала" на заводе. Получила два ордена. Люба понимает ревность мужа, но честна с ним, говорит, как есть. Алексею, к сожалению, тяжело её понять. "У нас дело есть- жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...",- Петя родителям при их ссоре. Кто мудрее- сын или родители?..
В версии 60-х годов по книге Платонова великолепная Лия Ахеджакова впервые на экране. Её роль Пети не поддаётся описанию. Смотришь и понимаешь, что выбрав 30-летнюю женщину на роль мальчика верен. Этим режиссёр лишний раз подчеркнул, что война перестала делить людей на "сильный и слабый пол". Все равны в большей степени. Никто не знает, кто и когда поступает мудрее.
"Вся любовь состоит из нужды и тоски. Если бы их не было, зачем любить-то?"- говорит солдат Алексею в столовой на перроне перед его отъездом. Эти слова не заставляют Алексея сразу вернуться. Лишь бегущие сын и дочка за поездом возвращают его к семье.
"Война-дура-виновата",- в конце произносит Алексей Иванов. И он прав... Война строит внезапно и надолго новые координаты жизни...
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Комментарии


Сильный рассказ, автор такую тему непростую поднял. Екатерина, а вам симпатичен главный герой? Вы не написали о его моральном облике, что он жену и дом предал по пути домой, заставил их ждать лишнее время, видно вовсе не спешил обратно. Сын ведь вызывает у него раздражение, отвращение отчасти, а не жалость, как мне кажется. В целом все дома ему неприятно, хочется сбежать на волю, начать заново жизнь


Ой, Галина. Конечно, думала об отце. Спасибо. Но , перечитывая виэтт раз, серьёзно задумалась о детях на войне. Много что-то мне встречается эта тема. У Любимых Астафьева, Абрамове, Распутине, Пантелееве, ....она есть. Отец, действительно, изменил жене. Могло ли быть по-иному?.. На фронте , не думаю... Оправдать его не могу, но, читая, думала о том, что девушка привлекала его, он испытывал к ней искреннее чувство, и она к нему. За небольшой срок знакомства вряд ли они поняли, сильны ли их чувства, но отец всё же вернулся к родным. А вот финал Платонов оставляет открытым. Почему-то , хочется верить,что , видя детей, бегущих вслед поезду, он останется.... хотя. Не знаю. Галина, Платонов написал важное: разве могут быть на войне правильные/неправильные ответы? Ваше мнение? С огромным уважением.


Могло ли быть по-иному?.

я уверена, что могло, люди очень разные. Читая воспоминания девушек -участниц ВОВ видишь, что одни честь сохраняли, другие нет, так что от человека зависит, а не только от обстоятельств.

Более того, этот солдат уже не был на войне, война кончилась и он ехал домой, тут совсем иная ситуация, адреналина боя нет. Хочется привести в пример слова Баурджана Момышулы, когда он давал наставления солдатам перед демобилизацией

В этот период вам нужно быть более нравственными, чем когда-либо, ибо настало время скорой встречи с семьей, с женой, с детьми, которые в течение четырех лет ждали вас с глубокой тревогой в сердце, молились богу за вас, провели много бессонных ночей, волнуясь за вас, за вашу жизнь. Долг воина-победителя в этом вопросе требует достоинства. Вы обязаны, как воин-победитель, принести подарок своей семье, жене и детям, свою неизменную любовь и верность, не встречаться с теми, кто готов лечь с вами на первой скамейке и наградить вас любыми болезнями. В таком подарке ни жена, ни дети, ни близкие вам люди, ни народ, ни государство не нуждаются
могут быть на войне правильные/неправильные ответы?

я считаю что да, могут быть правильные и неправильные, что вовсе не все война спишет. Люди должны пытаться себя ограничивать, не превращаться в животных, иначе так можно любое преступление списать на войну. Должны быть озвучены идеалы, нормы морали, на которые стоит ориентироваться. Мне кажется, советская литература пыталась как раз такие нормы транслировать, стать вместо Церкви "пастырем", показывать идеальных людей чтобы учить и воспитывать. Поэтому рассказ Платонова некоторым и не понравился, он показывает без явного осуждения поведение "недостойное", хоть и жизненно вышло, но мораль не видна. Мне опять же понравилось объяснение Момыш-Улы про советскую цензуру

И описание действительности не является пороком, а неправильное толкование может явиться пороком вещи. Если можно будет так выразиться, наши органы цензуры, органы юстиции бьют не за то, что говорили правду, а за то, что ее толкуешь неправильно и не пропускают произведения не потому, что там написана правда, а потому, что там правда толкуется не по-нашему.

но возможно это слишком идеалистическое представление и было иначе


Всё верно, Галина.Но именно, как пишите, в условном наклонении. Можно хотеть, а можно погружаться в реальную обстановку и не влиять на неё, так как это жизнь. Главное, контроль себя, нравственные устои внутри тебя....И таких "правильных, дай бог, больше было, есть и будет. Но ох как часто эмоции и чувства идут впереди контроля. Здесь просто "нельзя" себе не поможет, а лекарства. Каждый знает. С уважением