Больше рецензий

24 сентября 2023 г. 20:35

107

5 Я уплываю, и время несет меня с края на край(с)

КорабльТесея - это парадокс который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?»

Ильдар Абузяров, которого в своё время  в соответствии с цветовой дифференциацией штанов выгнали из исламского университета в Москве за красные джинсы,  а также  увлечение философией Деррида и Фуко, пытается ответить на этот вопрос.

На первый взгляд "Чёрно-белый роман" кажется действительно романом, немного истеричным и экзальтированным, как главный герой, Ренат. Несмотря на молодость, у Рената полно скелетов в шкафу: детство в шахтёрском уральском поселке, служба в ЧВК "Бах" - и вот уже Ренату есть что забывать...

В поисках забвения Ренат переезжает в Питер и ведёт маргинальный образ жизни, рисуя иероглифы в переходе, пока однажды не влюбляется в проходящую мимо девушку.

В конце концов ему удаётся нагнать возлюбленную, и, казалось бы, вот оно, счастье. Но тут происходит какой-то фокус и мы видим типичную историю развития отношений, но словно в зеркальном отражении: девушка ведёт насыщенный образ жизни - у неё и работа в Эрмитаже, и диссертация, и театральная студия, и открытие на миллион, и разные другие занятия. Ренат же сидит дома в ожидании любимой, терзается ощущением собственной ничтожности и устраивает сцены ревности.

После очередной ссоры Мелисса собирает вещи и исчезает. Ренат же, совершенно зацикленный на своём чувстве, упорно пытается её разыскать, но узнает лишь, что никто не знает, куда она пропала, а в Эрмитаже вообще считают, что она украла из музея что-то ценное.

Не буду рассказывать, к чему привели Рената поиски, и что он узнал не только о Мелиссе, но   о себе самом, какого Минотавра встретил в лабиринтах собственной души, - но финал вышел для меня неожиданным.

Несмотря на самую широкую гамму чувств, испытанных в процессе чтения - от "что это за сопливый ромфант" до "вау, как здорово!", Абузяров мне нравится. Не так он прост, как кажется, да и Питера у него снова много, хотя временами мне казалось, что улицы не стыкуются, и маршруты нереалистичны, как во сне - вот ты идешь в одну сторону, и через секунду оказываешься совсем в другом месте, - но в конце понимаешь, что так, видимо, работает память героя, а память - тот ещё лабиринт.

Вообще мне очень понравилась образная целостность романа - он на самом деле чёрно-белый, и, хотя Минотавр упоминается лишь однажды, ни на минуту не забываешь, что ты в лабиринте. И это то, как, по моему разумению, следует вписывать древнегреческую мифологию в современную литературу.

Ещё раз расстроилась из-за того, что интеллигентный Абузяров всё время оказывается в тени более бойких собратьев по перу, а ведь он очень интересный человек с богатейшим жизненным багажом. Стоит почитать хоть одно его интервью, сразу хочется познакомиться поближе.