Больше рецензий

bumer2389

Эксперт

Старая пиратка с табличкой "Сарказм"

22 сентября 2023 г. 09:45

477

3 Из карательной психиатрии - в развлекательную

Вспомнила, что в предыдущей рецензии на Мишель Пейвер - Вэйкенхерст забыла упомянуть эту книгу. Тем более там есть эпизод, где автор приводит те факты, которые упоминаются и здесь. Поэтому - решила просто намахнуть вдогонку: 250 страниц для меня...
К книге я пришла через фильм, который вышел в 2021м году. В фильме больше упора делается на женщин, а так он продолжает традиции, например, "Обители проклятых" - и его можно назвать "французским Бедламом". И - есть еще отличия от книги...
В общем, авторка - погуглила. Гуглила она нравы и общество 19го века - и пришла в экспериментальную психиатрию того времени. Здесь даже встретятся 2 исторические личности: доктор Шарко, человек-душ, и доктор Туретт, человек-синдром. И хорошо, на самом деле, что мы знаем Шарко исключительно как душ. Потому что - для своего времени он был, конечно, ученым революционным, так как, в частности, (что упоминает и Мишель Пейвер) предлагал лечить женские истерики - помимо гипноза - манипулированием и оперированием женских половых органов. Что и проводил на открытых лекциях, на которые джентльмены валили валом - во имя Просвещения, конечно. Трупы - это уже дела минувшие, а вот беззащитные женщины... И этот же Шарко отметился своей задумкой - проводить в своей лечебнице бал, где - выставлять перед буржуазной публикой своих подопечных. Конечно же - не как цирковых зверей, а "каждая женщина нуждается в нарядах, балах и выходах в свет". Здесь - у меня (помимо выставления истеричек на публику) возник другой вопрос. Это - истерички. Даже памятуя викторианские нравы, когда за любой квак не в кассу женщину объявляли - уже не ведьмой, а умалишенной. Но здесь - прям реальные истерички, кататонические и существа крайне нервной душевной организации. Сначала им запрещают гулять в парке, мотивируя

Резвязь в снегу, они могут перевозбудиться

(Заодно зацените высокий стиль - я к нему вернусь). А вот готовиться к балу - когда во время подготовки случилось 6 припадков... Видимо, как нам задвигают картинка bumer2389 Такое себе реалити 19го века - когда за драки и скорую только рейтинг растет.
Я думала, что у книги два направления - долюшка женская и триллер. За долюшку женскую - отвечают истории женщин, коротающих век под чутким присмотром доброго доктора. Тереза - которую "жизнь там" так потрепала, что - в лечебнице даже лучше. Юная Луиза,которую привела сюда - похотливая натура мужчин. Сестра Женевьева - еще не сестра Рэтчед - скорее просто одинокая женщин. Ну и новенькая, Эжени - которая отвечает за триллер. Потому что видит и слышит призраков - и не видит в этом ничего плохого или пугающего. А чего, спиритуализм - это же не менее революционное направление, чем методы доктора Шарко!
Ну вот и весь костяк. Книга - совсем небольшая, почему-то авторка решила не давать себе вольностей и затянуть объем в корсет. Это - не проблема. Но - есть у книги проблемы, которые - не позволили проникнуться ей совсем - и довольно сильно. Даже на таком небольшом объеме, имея такую серьезную и историчную основу - можно развернуть тему сочно и убедительно. А авторка - решила пооткусывать всего на свете, пожевать и выплюнуть. Помимо развлекательной психиатрии и отношения к женщинам - она вдруг стала топить за классовые различия. Причем - очень серьезно и напористо. Не один - а два раза идут очень долгие рассуждения - как хорошо живется буржуа, и какая пропасть проходит между классами. Я-то брала триллер - но сразу поняла - что триллер тут особо не ночевал, и одна "говорящая с призраками" его не вытянет. И книга от этого выглядит - очень фрагментарной, плохо склеенной и непродуманной.
И - меня просто вынес стиль. Я сняла вопросы с триллером - поэтому эта претензия отпадает. Для триллера авторка вдруг выдала нечто - ну такое возвышенное и пафосное. Уж таким высоким стилем она топит за своих истеричек - еще и в настоящем времени - что только добавляет надрывности... ОК, не триллер, договорились - тогда что это вообще такое??? Истории женщин - отдают сценариями женских шоу. Ну а исторические моменты - даются просто энциклопедичными кусками. Серьезно - внезапно в середину повествования вклиниваются несколько страниц истории психбольницы. Настолько википедийных - что только ссылки не хватает. А историзму не дает поверить - довольно красивое описание улиц и районов Парижа. Симпатично - а как с Википедией это сочетается?
Такое ощущение, что авторка - задумывала такой Роман Романыч. Потому что замах и полет тут - на исторический роман уровня прям Гюго (который поминается в тексте)). И вдруг - 250 страниц истории женщин и психбольницы. И совсем непонятно - за что ж мы топим-то, мадам? За права женщин или старое доброе классовое неравенство?
Очень странная книга. Замах на рубль - исполнение на копейку. Самый верный путь здесь - проникнуться женскими историями. Потому что историческая основа, может, и интересная - но остается просто исторической справкой. Фильм сделали более развлекательным, расширив триллер и любовную линию. А книга... - возможно, и была ради экранизации...